18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Помог случай: новое о давно изученной гробнице Тутанхамона

Египетские власти обнародовали результаты нового обследования гробницы фараона Тутанхамона, которые могут привести к открытию века. Радиолокационное сканирование обнаружило две потайные комнаты за северной и западной стенами погребальной камеры. Мамдох Элдамати, бывший министр по делам древностей Египта, кресло которого ныне занял Халед аль-Анани, главный куратор каирского Египетского музея, рассказал, что после сканирования, проведенного японцем Хирокацу Ватанабэ, ученые предполагают, что в потайных комнатах находятся органические вещества и металлические предметы, которые с большой вероятностью могут оказаться погребальным инвентарем. Планируется провести новое сканирование для определения толщины стен, чтобы наконец понять, какова истинная функция обнаруженных помещений.

Старые тайны и новые технологии

Толчком к новому обследо­ванию гробницы стала версия, высказанная в июле 2015 года британским археологом Николасом Ривзом из египетской экспедиции Университета Аризоны. По его мнению, одна потайная комната (за западной стеной) служит хранилищем, а другая является погребальной камерой Нефертити, главной супруги фараона XVIII династии Эхнатона, отца Тутанхамона. Согласно Ривзу, изначально гробница строилась для Нефертити, но была переделана под погребение Тутанхамона после его внезапной смерти в 1323 году до н. э. Археолог основывает свои предположения на «следах» дверных проемов, заметных на изображениях высокого разрешения, сделанных Factum Arte — компанией, создавшей копию гробницы Тутанхамона, стоящую на въезде в Долину царей.

Изображения Factum Arte выложены в Интернет. Открытие стало возможным, считает Адам Лоу, основатель и директор Factum Arte, благодаря тому, что Ривз имел доступ к трехмерным, предельно точным снимкам в высоком разрешении, позволившим ему исследовать поверхность и общую форму стен. «Открытия не случилось бы, если бы изображения создали с помощью сканирующего оборудования среднего и дальнего диапазона», — говорит он, подчеркивая, что примененная ими технология дает точность до 0,1 мм.

По иронии судьбы специалисты Factum Arte занялись сбором данных в гробнице Тутанхамона из-за того, что в гробнице фараона Сети I (отца Рамсеса I), которую они собирались обследовать, на тот момент велись археологические раскопки. «Мы работали в гробнице Сети I в 2001 году и вернулись к ней в  2009-м, но нас переместили, поскольку [министр по делам древностей в тот период Захи] Хавасс вел раскопки тоннеля Сети I, — рассказывает Лоу. — Все сходятся во мнении, что именно в гробнице Сети I есть потайные комнаты, так как там пока что не обнаружено ни одного из главных погребальных объектов фараона».

Сейчас Лоу и его команда вернулись к работе в гробнице Сети I, которую директор Factum Arte называет «самой большой и важной в Долине царей»: ее убранство и архитектура считаются вершиной погребального искусства Нового царства.

Проект полного документирования объекта входит в рамки более масштабной инициативы по охране фиванского некрополя, предпринятой совместно с Высшим советом по делам древностей Египта; она включает в себя программу обучения египетских археологов технике трехмерного сканирования.

В богато украшенной гробнице Сети I Factum Arte будет работать совместно с Базельским университетом. На момент обнаружения Джованни Баттистой Бельцони в 1817 году она считалась одним из самых хорошо сохранившихся древнеегипетских захоронений. Итальянский исследователь создал первое факсимиле памятника, которое, к сожалению, привело к частичному повреждению настенной живописи. Изъятие архитектурных элементов, в том числе пары дверных косяков, хранящихся теперь в парижском Лувре и флорентийском Археологическом музее, привело к дальнейшим разрушениям.

«Нам хотелось бы лучше понять предназначение известных элементов в этой гробнице, а также мы надеемся обнаружить то, что до настоящего времени оставалось вне поля зрения исследователей», — говорит Лоу. С момента обнаружения гробницы Тутанхамона процесс ее изучения — один из наиболее детально задокументированных, тем не менее почти век спустя и только благодаря современным технологиям мы стали ближе к тому, чтобы узнать правду об этом погребении.

Параллельно в гробнице Тутанхамона идут и другие работы. Специалисты лос-андже­лесского Института консервации Гетти (GCI) совместно с представителями Высшего совета по делам древностей Египта завершили длившиеся пять с половиной недель работы по укреплению настенной живописи.

Реставраторы зафиксировали с помощью специального клея красочные слои, отходившие от поверхности, а также занимались следами более ранних вмешательств. «Мы истончили эти слои, потому что поздние наслоения способствуют разрушению живописи. Их устранение улучшило общий вид росписей», — говорит Лоринда Вонг, сотрудница отдела полевых проектов GCI.

Для снятия толстого слоя пыли с поверхности росписей использовали кисти, распылители и средства влажной очистки. Для борьбы с пылью установили новую систему вентиляции и новую дверь на входе в гробницу.

Перед началом работ было проведено научное исследование росписей. В октябре 2015 года гробницу временно закрыли для посещения и среди прочего кардинально перестроили системы освещения и вентиляции.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+