Легендарного участника группы ЛеСС, скульптора-нонконформиста Вадима Сидура нередко упрекают в излишнем трагизме. Работы — «трагические иероглифы» пережитых потрясений (во время ВОВ художнику раздробило половину лица, из-за чего позже он отпустил бороду), памятники погибшим от насилия (да еще без героического пафоса), «гроб-арт», изображающий мир после катастрофы. И все это в стиле, далеком от официального искусства тех лет, что оставляло скульптора без заказов на родине, зато привлекало внимание за пределами СССР, где проходили его выставки и устанавливались памятники. Руководитель отдела развития в МВО «Манеж» Петр Толпин отмечает: «В Европе и Америке Вадим Сидур был известен больше, чем в России, многие его работы находятся в зарубежных частных коллекциях, очень много — в Германии. Некоторые музеи международного турне, в которое отправится выставка, сами присылали нам заявки. При этом в России работы художника не показывали полноценно, и наш проект первый».
Созданный сыном художника Михаилом Сидуром еще в 1987 году, Музей Вадима Сидура пять лет назад вошел в состав МВО «Манеж», а после реконструкции в 2014 году заработал в новом формате с обновленной экспозицией, библиотекой и кинозалом. Выставку Вадима Сидура составляют 40 оригинальных работ (мобильность экспозиции связана с необходимостью трансформации под каждое новое выставочное пространство), зато практически все наследие художника можно рассмотреть в мультимедийном формате на экранах многочисленных тачскринов. В трех главных для автора техниках: скульптуре, линогравюре и графике, — три разделенные залами и этажами истории: о войне, о мире и о покаянии. Скульптуре отведен самый большой зал. В гибких, почти музыкальных силуэтах, слившихся, сцепленных, — призыв к миру и любви двоих, связанных и объединенных, как руки для молитвы.
Выставка продлится до 4 сентября