18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Турция меняет отношение к византийскому наследию

№45
Материал из газеты

Эпоха греко-турецкого сотрудничества начинается с беспрецедентного в истории страны открытия двух научно-исследовательских центров. Первым совместным проектом стали обмер и фотографирование разрушенных византийских памятников, а также изучение архитектуры собора Святой Софии

Недавно в Стамбуле открылось сразу два научно-исследовательских центра, занимающихся византийским наследием. Это уникальное в истории Турции событие стало поворотным в традиционно осторожном изучении собственного неоднозначного прошлого. Новые институции должны помочь стране наладить работу по изучению искусства, археологии и тысячелетней истории Византии.

Тема византийского наследия до сих пор остается горячей, вызывая серьезные дискуссии. Так, турецкие националисты воспринимают 11 веков византийского владычества, завершившегося в 1453 году османским завоеванием Константинополя, как чуждую им «историю греков». Под влиянием мусульман из AKP, партии нынешнего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, вопрос о наследии христианской Византии по-прежнему остается острым, неоднозначным.

Центр позднеантичных и византийских исследований Gabam открыт при Университете «Коч», финансируемом из частных источников. Gabam возглавляет известный турецкий искусствовед Энгин Акюрек. В центре, который занимается вопросами искусствоведения и археологии, предусмотрены две полные академические ставки, две ставки в постдокторантуре и четыре в докторантуре (одна из них для исследователей из Греции).

Через стамбульский Фонд Вехби Коча и афинский Фонд Ставроса Ниархоса поддержку центру оказывают богатейшие династии промышленников Греции и Турции. Еще в 1993 году усилиями Фонда Вехби Коча был основан Университет «Коч», а в грядущем сентябре при участии этого фонда в Стамбуле откроется Музей современного искусства «Коч» с большой и интересной коллекцией местных художников. Поддержка Gabam греческим фондом стала результатом переговоров, тянувшихся два года. «До сегодняшнего дня не существовало прецедентов плодотворного сотрудничества ученых двух стран, — говорит Акюрек. — Gabam — совместная инициатива греческих и турецких институций, которая, уверен, будет расширяться: уже сейчас мы планируем ряд совместных масштабных проектов».

Например, центр уже запустил фотопроект, документирующий сохранившиеся византийские постройки Стамбула. Команда фотографов в мельчайших деталях отсняла семь объектов, в том числе сделала 250 высококачественных фотографий знаменитого собора Святой Софии, величественного христианского храма VI века, позднее превращенного в мечеть, а теперь (с начала ХХ века) функционирующего в качестве одного из самых популярных музеев страны и мира.

Но фотографированием и обмерами строений дело не ограничивается. Gabam располагает €100 тыс. на финансирование археологических раскопок. «В нашей стране по-прежнему существуют сотни неизученных византийских объектов и тысячи архитектурных руин, не задокументированных должным образом, продолжающих разрушаться», — рассказывает Акюрек.
Также недавно свой Научно-практический центр византийских исследований открыл государственный Босфорский университет. Возглавляющая центр искусствовед Невра Нечипоглу уверена, что он будет «ускорять и поддерживать» исследования византийского наследия. Уже 20 лет греческий Фонд Онассиса помогает Босфорскому университету, а один из его стипендиатов в области истории искусства входит в совет директоров центра.

Турция активно поворачивается к своему прошлому. В 1940-х годах в Турции читался всего один курс по истории византийского искусства (в самом большом в стране Стамбульском университете). Сегодня этот предмет можно изучать в любых учебных заведениях по всей стране.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+