18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Невозможные насмешники

№45
Материал из газеты

«Анатомия смеха» — книга о старой английской карикатуре, ее создателях и жертвах — еще раз убеждает в особом характере классического английского юмора

Англичане — един­ствен­ный народ, чей юмор считается национальной чертой и синонимом не всем понятного сарказма. Книга Анатомия смеха. Английская карикатура XVIII — первой трети XIX века — каталог к выставке с тем же названием, прошедшей в Государственном музее-заповеднике «Царицыно».

В названии выставки есть и еще одно уточнение: старая английская карикатура, насмехающаяся над монархами, знатью, актерами и самим Джоном Буллем, то есть английским народом, сохранилась в фондах Российского государственного архива социально-политической истории, куда попала из упраздненного Института К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина как материал, иллюстрировавший идеи классиков марксизма о развитии капитализма в Англии. Ранняя советская идеологическая серьезность в соединении со специфическим английским юмором дает феерические результаты. В статье о происхождении и судьбе коллекции можно прочесть, что она почти неизвестна публике, но «в 1927 году участвовала в выставке Великая французская революция, приуроченной к 130-летию со дня казни Г.Бабёфа». Французской революции и ее чудовищному порождению — узурпатору Бонапарту действительно посвящена важная часть из двух сотен показанных карикатур. Но среди мишеней их авторов заговорщика Бабёфа не было. Зато в марксистский институт попали листы, описывающие сладострастие принца Уэльского (впоследствии короля Георга IV), пьянство премьер-министра Уильяма Питта, толстые задницы щеголя Эдварда Топхэма и его любовницы Мэри Уэллс, легкомыслие танцовщика Шарля Луи Дидло. Английские карикатуристы XVIII — первой трети XIX века высмеивали не только всех, но и за все: за политические взгляды, рост и вес, любвеобильность и тщеславие, желание наряжаться, поесть и выпить, и даже за благие намерения. Например, за решение дам высшего света кормить младенцев грудью.

Разумеется, часть сатирических листов посвящена международной политике и войнам, но она, может быть, и не так занимательна, потому что издевательское изображения чужих монархов — дело известное. Но вот чтобы так нагло публично издеваться над собственным королем, как английские карикатуристы над Георгами III и IV, — это, пожалуй, редкость.

«Карикатура вошла в плоть и кровь английской культуры. Из маргинального и опасного жанра, коим была в других странах Европы, она превратилась в привычную деталь пейзажа и более того — в неотъемлемую часть национального самопознания», — пишет во вступительной статье автор-составитель Анатомии смеха Василий Успенский. В небольшом тексте он подробно рассказывает, как и почему сатирические гравюры стали популярны, какую роль они играли в обществе, насколько доходным был этот бизнес, отмечает зависимость низкого жанра от высокого искусства и полную независимость авторов раскрашенных гравюр в выборе объектов и сюжетов. А также характеризует самых известных художников золотого века английской карикатуры — профессионалов Джеймса Гилрея и Томаса Роуландсона и любителя сэра Генри Уильяма, баронета Банбери. После чтения такой насыщенной статьи чувствуешь себя знатоком культурного феномена, о котором имел весьма смутное представление, если вообще имел.

Но главное удовольствие книги — в рассматривании.  В небольших листах разыгрываются сцены самого разного рода — от камерных и интимных до площадных и батальных. При этом каждый персонаж на балу или поле битвы выписан самым тщательным образом и накрепко вписан в общую композицию. Учитывая, что гравюры делались быстро, реагировали на злобу дня, фантазия и талант художников и умения граверов вызывают восхищение и производят замечательное впечатление. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+