Фотография в инсталляции Яёи Кусамы Бесконечная зеркальная комната: души в миллионах световых лет от нас в Музее Брод в Лос-Анджелесе, которую опубликовала певица Кэти Перри, стремительно набрала популярность в Интернете. Это обратило на нее внимание другой певицы — Адели, которая впоследствии использовала ее в качестве фона для исполнения песни When We Were Young на Brit Awards 2016 года. Интерес со стороны сразу двух знаменитостей привел к тому, что очереди на выставку Кусамы стали настолько длинными, что музейное руководство было вынуждено ограничить время посещения 45 секундами. И это лишь один из примеров того, как популярный пост либо селфи в Instagram может повысить престиж художника, выставки или музея — и сделать им рекламу.
На Диво, первую выставку в заново открывшейся в ноябре 2015 года Галерее Ренвика в Смитсоновском институте в Вашингтоне, «очереди выстраивались на улице, и ее называли самой часто выкладываемой в Instagram экспозицией в истории», рассказывает куратор и дилер Андреа Поллан из вашингтонской галереи Curator’s Office. «И хотя, как мне кажется, кураторы даже не знали о существовании Instagram, когда пять лет назад начали готовить выставку, эта социальная сеть стала ключевым фактором небывалого роста посещаемости», — считает она. Галерея не только не запрещала делать селфи, но и создала на своем сайте страницу, посвященную отражению выставки в соцсетях.
Можно выделить две характерные особенности как привлекающие блогеров: в фокус попадают масштабные работы, производящие сильное визуальное впечатление, и отражающие поверхности. И то и другое идеально подходит для селфи. В апреле на фестивале Coachella американский художник Филлип К. Смит III установил светящиеся параллелепипеды, которые днем отражали калифорнийский пейзаж, а вечером превращались в неоновые световые башни. На Art Basel в Гонконге китайский художник Чжан Дин представил работу из множества зеркальных кубов, на которых посетители могли процарапывать или делать маркером надписи. В мае на нью-йоркской Frieze на стенде Sean Kelly можно было увидеть инсталляцию Увертюра (2015) Идриса Хана. Крупная и яркая, она представляет собой текст, напечатанный на семи стеклянных панелях, подвешенных на металлическом каркасе. В сопроводительный текст на стене галереи любезно включили хештег #IdrisKhan для всякого, кто пожелает выложить фото работы в Instagram.
Что же происходит на самом деле: художники намеренно создают подходящие для селфи работы или кураторы отбирают произведения, которые будут хорошо смотреться в социальных сетях и получат множество перепостов?
Алекси Гласс-Кантор, организовывавшая секцию Встречи на гонконгской Art Basel, говорит: «Если я буду выбирать работы на том основании, что они хорошо смотрятся в Instagram, то я сама себя уволю! Только самое дрянное искусство занимается обслуживанием рынка». По ее словам, изначально предполагалось, что поверхность зеркальных кубов Чжан Дина будет постепенно повреждаться и в результате перестанет что-либо отражать. Впрочем, она признает, что работники ярмарки неизбежно думают о социальных сетях и анализируют число публикаций.
Куратор отдела цифрового искусства в лондонской галерее Serpentine Бен Викерс считает, что сегодня художники не мыслят в категориях онлайн- и офлайн-искусства. «Нет никакой разницы, — говорит он. — Они используют социальные сети и Интернет как пространство для создания произведений и для их распространения. Специфические особенности носителей теряют свою былую важность».
Галерея Unit London построила свою стратегию целиком на Instagram. Ее директор Джонни Берт приводит в пример одного из художников, Хенрика Улдалена, который полностью обязан своим успехом этой социальной сети. «Графические, интуитивные работы, основанные, как правило, на изображении человеческого тела и лица, подходят лучше всего», — объясняет Берт.
В то же время кураторы и дилеры не всегда одобряют социальные сети. В конце концов, селфи — это про человека, а не про искусство. «Делающие селфи редко внимательно разглядывают само произведение. Их больше заботит, как сделать идеальное фото, а искусство служит лишь фоном для него», — говорит Поллан.
Она приводит в пример случай, произошедший в 2014 году на ярмарке в Майами, куда она привезла работы афроамериканских художников Джефферсона Пиндера и Ларри Кука. «Посетители толпами рвались делать селфи у меня на стенде. Я всю ярмарку занималась тем, что следила, чтобы люди с селфи-палками не повредили работы».
Проблема защиты произведений искусства становится все более насущной. Недавно в Лиссабоне 24-летний португалец разбил статую XIХ века, изображавшую португальского короля XVI века Себастьяна I. Забираясь на пьедестал, чтобы сделать селфи, мужчина столкнул скульптуру на пол.
Гласс-Кантор также беспокоится, и не в последнюю очередь, за здоровье и безопасность самих делающих селфи. «Люди двигаются спиной и не обращают внимания на окружающие их предметы, — говорит она. — Они подвергают опасности и себя, и произведения искусства».
И все же главная проблема селфи — это перенос внимания с искусства на фотографирующего. «Если бы я мог запретить делать селфи на всех трех наших ярмарках, я сделал бы это. Это неуважительно по отношению к художникам. Никому из них не хотелось бы, чтобы его работа была не более чем фоном для селфи», — считает директор Art Basel Марк Шпиглер.