18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как благодаря гравюре Рембрандт стал звездой международного масштаба

№11
Материал из газеты

Новые технологии и в XVII веке позволяли художественному рынку расти вширь, преодолевая границы

За несколько столетий до появления Интернета другая новаторская для своего времени технология — книгопечатание — радикально изменила способ передачи информации, а вместе с ним и изобразительное искусство в Европе. Для Джима Ганца, куратора выставки Век Рембрандта в Музее де Янг в Сан-Франциско, где представлено более 200 гравюр и рисунков мастеров XVII века, тема взаимовлияния новых технологий и искусства того времени стала центральной. Выставленные здесь графические произведения великого голландца, его предшественников и современников даны в контексте развития технологий той эпохи. Так, один из разделов экспозиции, получивший название «Присутствие художника» (своего рода отсылка к выставке Марины Абрамович 2010 года в МоМА), рассказывает о том, как мастера XVII века находили новые рынки сбыта для своих работ.

Однако в целом Ганц считает эту выставку прежде всего оммажем великому голландскому мастеру. «Много лет назад Клифф Окли организовал выставку „Гравюра в эпоху Рембрандта“ в Музее изящных искусств Бостона, которая теперь считается классической, — говорит он. — В каком-то смысле моя выставка — продолжение той, поскольку включает работы многих из тех же граверов». Ганц раздвинул границы своей экспозиции: она вышла за географические рамки Голландии и Фландрии, включив в себя работы итальянских, французских и английских мастеров золотого века гравюры. Тем не менее XVII век в первую очередь остается эпохой Рембрандта, и тому есть причина. Гравюры голландского мастера стали пользоваться успехом у художников и коллекционеров отчасти благодаря возможностям этой техники, позволяющей тиражировать произведение и легко его перевозить. Сам мастер, как известно, никогда не покидал пределов Голландии, но, по убеждению куратора, «родился в правильном месте в правильное время». Экономика Голландии быстро развивалась, появился средний класс, благосостояние которого постоянно росло, что способствовало развитию рынка произведений искусства. В экспозиции графика живописцев Адриана ван Остаде, Джованни Бенедетто Кастильоне и Хусепе Риберы соседствует с работами профессиональных граверов, таких как Жак Калло, Венцеслаус Холлар и Ламберт Доомер, а гравюры и офорты помещены рядом с рисунками тушью и акварелями, что демонстрирует все разнообразие и великолепие графики эпохи Рембрандта, переживавшей настоящий взлет. Большинство работ на выставке происходит из богатой коллекции музея.

По времени это событие совмещено с другой выставкой в музее — «Девушка с жемчужной сережкой. Голландская живопись из музея Маурицхейс» (до 2 июня), где представлено 35 картин, в том числе знаменитый шедевр Вермеера, четыре работы Рембрандта, картины Карела Фабрициуса, Франса Халса и Яна Стена.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+