18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

99 эссе в духе Ролана Барта про работы Элсуорта Келли

№45
Материал из газеты

Первое посмертное исследование минимализма Элсуорта Келли написано с оглядкой на французского структуралиста, считавшего, что главное в работе критика — «удовольствие от текста»

Помимо прочего, в исчерпывающей работе Ива-Аллена Буа, первом томе систематического каталога живописи и скульптуры американского художника Элсуорта Келли (1923–2015), постоянно ощущается влияние философа Ролана Барта. Книга эта близка к реализации мечты Буа, которую он лелеял в отношении творчества Барнетта Ньюмана: «Хорошо бы написать не обычную статью для каталога, но очерки о каждом отдельно взятом произведении». Основная тема 99 эссе, посвященных 141 работе Келли, созданной в период с 1940 по 1953 год, — это предвидение своего будущего. Буа, впрочем, предостерегает от «выводов, делающихся впоследствии», ибо они могут «вырвать произведение из исконного контекста», придав ему акценты более позднего периода.

Тем не менее сам он не отказывается от слов о том, что Келли всегда был устремлен только в одном направлении. «Странно заявлять», что какой-нибудь пейзаж 1940 года с изображением элеватора, где «внимание направлено на огромные массы и отсутствуют архитектурные детали», предвосхищает работы «зрелого Келли, но удержаться от этой мысли почти невозможно».

Правда об особенностях развития художника теряется, «когда в связи с историческими событиями ученые вводят туманную категорию „предвестника“; но нельзя зацикливаться на прошлом, если видишь почти совершенную ромбовидную форму» носового платка в руке Энн Чайлд на портрете, написанном Келли в 1947–1948 годах. Словно бы он служит прообразом «радикального упрощения средств, определяющих стиль Келли в поздние годы».

Два Келли в каталоге Буа — художник-пророк, мысль коего беспрестанно развивается, и поверхностный автор, вместе со зрителями постигающий то, что до сих пор никто не видел, — соседствуют в очерках о времени, проведенном им во Франции. Именно там с осени 1948 до лета 1953 года художник шел к пониманию того, что искусство не должно рождаться в долгих творческих муках. В 1949 году он закончил свою первую картину, созданную на основе этого открытия, — Окно, в точности повторяющее окно в Музее современного искусства в Париже, где работа хранится сегодня. Келли нашел это окно интереснее всех произведений искусства в экспозиции. Но, чтобы понять, что он открыл в этой работе, ему потребовался год: пара холстов, созданных им сразу же после Окна, возвращает нас к менее глубоким мотивам его ранних лет. Лишь в 1969 году художнику стало ясно, что Окно знаменовало конец «живописи такой, какой я ее знал». Только тогда Келли осознал глубину своей инновации: «Вместо создания картины, описывающей реальность, или картины с вымышленным содержанием я нашел предмет и представил его таким, каков он есть, сам по себе. Так я и добился новой свободы — мне больше не нужно было ничего сочинять».

В некрологе на смерть Ролана Барта Ив-Аллен Буа писал, что философ научил его «пристально рассматривать вещи, поднося их чуть ли не к кончику носа, как можно ближе к себе». Тексты Буа, посвященные Келли, отличаются буквальным отсутствием дистанции. Ведь из работ художника, включенных в каталог, он лично видел все, кроме одной.

Впрочем, Барт преподал Буа и другой, еще более важный урок, заметив, что во всем прежде всего должно быть удовольствие. Радость от работы Буа кроется в ее тщательной и роскошной форме. «Подлинный вкус вещей, — писал Барту Буа, — почти всегда можно найти в их самой малой крупице, лежащей на поверхности».

Ellsworth Kelly: Catalogue Raisonné of Paintings, Reliefs and Sculpture / Yve-Alain Bois. Vol. 1. 1940–1953. Cahiers d’Art. 383 с. $395

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+