Ватикан планирует организовать выставку, посвященную творчеству испанского архитектора Сантьяго Калатравы. Показ работ ныне живущего архитектора будет проходить в этом городе-государстве впервые. Такое необычное событие последовало за появлением ватиканского павильона на Венецианской биеннале.
«Это свидетельствует о том, что Ватикан и Церковь становятся все более открытыми для современного искусства», — говорит Микол Форти, главный куратор современного искусства в музеях Ватикана и куратор выставки Калатравы.
На выставке, которая откроется в декабре, будут представлены модели произведений Калатравы, в частности греческой православной церкви святого Николая и транспортно пересадочного узла, которые появятся на месте разрушенных башен-близнецов, а также собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Эти произведения будут экспонироваться вместе с портретами работы Калатравы, а также его акварелями и эскизами.
Соединяя художественные формы
Выставка носит название Метаморфоза пространства. По словам Форти, оно отсылает к поискам новой пространственной гармонии в творчестве Калатравы. Куратор познакомился с ним в 2011 году, когда оба они на 5-летний срок были назначены культурными советниками Ватикана. Форти сравнивает испанца с великим архитектором и теоретиком искусства Леоном Баттистой Альберти и отмечает, что при организации выставки он руководствовался двумя принципами: вопервых, стремился продемонстрировать разнообразие творчества Калатравы, который занимается архитектурой, инженерным делом, скульптурой и живописью, а во-вторых, подчеркнуть взаимодействие различных форм искусства в его работе.
«Движения тела у Калатравы напоминают архитектурные формы: его акварели с изображением грудной клетки похожи на мосты», — говорит Форти.
Реставрация выставочного пространства
Выставка пройдет во флигеле Карла Великого в левой части площади святого Петра. Лоренцо Бернини предполагал, что с этой стороны на площадь будут въезжать ка-реты, но с тех пор все полностью изменилось. Для выставки пространство восстановили практически до первоначального состояния: была разобрана надстройка у входа; это позволило свету проникать сверху через купол и восстановило то ощущение пространства, которое задумывал Бернини. Кроме того, в помещении были убраны стены и обнажены кирпичные полы, а стеклянная дверь напрямую соединила здание с Ватиканскими му зеями. Калатрава признается в своей любви к Риму. По его словам, он с волнением пред вкушает выставку в Ватикане. «Это огромнейшая честь для меня, — говорит он. — Когда я в последний раз был в соборе святого Петра, я прошел рано утром через колоннаду Бернини и восхитился видом на купол Микеланджело из Ватиканских садов. Я считаю эту архитектуру самым выдающимся шедевром искусства».