18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Разноголосица точек зрения

№45
Материал из газеты

По версии жюри премии «Инновация», сборник «Проекции авангарда», составленный Ольгой Шишко, стал главной книгой года

Выход сборника материалов одноименного проекта, прошедшего в 2014 году в Манеже, был приурочен к показу мультимедийной инсталляции Саскии Боддеке и Питера Гринуэя Золотой век русского авангарда, награжденной премией TANR в номинации Выставка года (2015). Тексты и доклады, прочитанные в рамках образовательной программы Проекций авангарда, как раз и опубликованы в этом издании. Тоже, заметим, «премиальном»: его составителю Ольге Шишко досталась премия «Инновация-2015» в номинации Теория. Критика. Искусствознание.

Охарактеризовать сборник емко и однозначно практически невозможно. Как и инсталляция Боддеке и Гринуэя, он представляет такую же разноголосицу точек зрения и исследовательских оптик. Слово предоставлено всем: историкам и музейщикам, критикам, кураторам и художникам, со своих позиций осмысляющим наследие авангарда, практикам вроде Вячеслава Колейчука, реконструировавшего знаменитую выставку ОБМОХУ 1921 года в Третьяковке.

Сборник не имеет четкой концептуальной направленности, равно как и адресата. Наверное, это и есть тот случай, когда книгу можно рекомендовать самому широкому кругу читателей. Новичкам — хорошее введение в авангард от Андрея Сарабьянова или Александры Шатских, профессионалам и адептам contemporary art — статьи Томаша Гланца и Вадима Захарова о современном русском искусстве, Ольги Шишко и теоретика Реймона Беллура — о видеоарте.

И все же с точки зрения истории наиболее весомые публикации сосредоточены во втором разделе, посвященном идеологии и политике авангарда. Статья Нины Гурьяновой о политической подоплеке провокативности русских футуристов. Эссе Жан-Клода Маркаде, изучившего генезис понятия «авангард» и проблемы его рецепции за рубежом. Блестящая работа Кристины Кэр о конструктивизме с позиции гендерных исследований и феминистской теории.

Названия выставок авангарда часто содержат эпитет «неизвестный». Сборник, несмотря на находки и открытия, выявляет множество белых пятен в истории, еще ожидающих своего часа. Взять хотя бы проекционистский театр Соломона Никритина с его утопической программой переустройства мира. Или, напротив, более «приземленную» социальную историю авангарда и конкретную роль супрематистов, конструктивистов и производственников в общественной жизни, государственных структурах и массмедиа. Это оптика, время которой пришло, но которая до сих пор находится на задворках академической науки. И которая, можно надеяться, станет основой для новых «проекций» авангарда.

Проекции авангарда: Каталог-исследование / Сост. О. Шишко. М.: Artguide Editions; ООО «Арт Гид», 2015.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+