18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Дачный Петергоф

С 10 августа в Фермерском дворце, расположенном в парке Александрия, работает выставка «Петергофские дачники», она стала 23-й по счету постоянной экспозицией музейного комплекса. По словам директора Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елены Кальницкой, этой выставкой музей, его сотрудники и гости включились в «историческую игру». Новый культурно-исторический проект в Фермерском дворце действительно обладает игровыми чертами и способен привлечь массового зрителя в летнюю пору.

Дворец, открытый после реставрации в 2010 году, был построен в 1829–1831 годах Адамом Менеласом как ферма и перестроен Андреем Штакеншнейдером к 1860 году в небольшую резиденцию для императора Александра II и его семьи. Окружающий дворец сад стал главной темой еще одной выставки — «натурной» Peterhof Herbarium. Как рассказала ее автор, ландшафтный специалист музея Ольга Волкова, самым старым деревьям здесь 150 лет, они были посажены еще императрицей Александрой Федоровной, женой Николая I.

«Петергофские дачники» разместились в 15 комнатах второго этажа Фермерского дворца, создатели историко-бытовой экспозиции — сотрудники музея-заповедника Вадим Снакин и Александр Белоусов. По словам Белоусова, летняя загородная жизнь в непосредственном соседстве с императорским двором порождала в Петергофе особую социокультурную среду — рядом жили и снимали дачи высшие придворные чины, деятели искусства, крупная буржуазия. Последовательность залов, где развернуты инсталляции из музейных предметов, раскрывает отдельные стороны дачного быта. Концептуально продолжая современный курс на романтизацию «прекрасного прошлого», эта выставка представляет собой зрелищный аттракцион, в чем основная заслуга ее архитектора Сергея Голубкова. Почти каждый эпизод рассказа о летней петергофской жизни дополнен звуковыми и визуальными эффектами. Так, сборы и отправление из города проиллюстрированы звуком паровоза, чаепитие на веранде — пением птиц, а художественная жизнь дачников — живописным этюдом, который постепенно изменяется на обрамленном в багет видеоэкране.

Среди подлинных вещей особый интерес представляет рояль Артура Рубинштейна, отдыхавшего летом в Петергофе, или принадлежавший Матильде Кшесинской гардеробный шкаф. Некоторые экспонаты, в особенности связанные с темой дачного детства, способен тонко прочувствовать всякий современный зритель: из музейных фондов для этой выставки были извлечены пленки проекционного «волшебного фонаря» — витрину с ними сопровождает цитата из воспоминаний Александра Бенуа, а три различные картинки можно увидеть в действии.

В конце экспозиции в отдельном зале демонстрируется часовой фильм, в котором семеро знаменитых дачников нашего времени: писатель Даниил Гранин, историк Яков Гордин, литературовед Борис Аверин, психолог Татьяна Черниговская, проректор Санкт-Петербургского госуниверситета Сергей Богданов, актер Николай Буров, потомок рода Бенуа художница Марианна Шретер — рассказывают об особенностях петербургской дачной культуры.

В «Петербургских письмах» Всеволода Гаршина дан точный очерк летнего времяпрепровождения в Петергофе. Прежде всего писатель отметил, что «петергофские дачники принадлежат большей частью к очень состоятельному классу», и за прошедшие 130 лет здесь мало что изменилось. Впрочем, отличие дачников тех лет от нынешних ярко выразилось в музыкальном конферансе к вернисажу, где был использован зачин народного хита про «лабутены», однако гораздо лучше подошли бы другие строчки Сергея Шнурова: «Вот будет лето — поедем на дачу».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+