18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Церковь станет патриаршим древлехранилищем

Церковь Спаса Нерукотворного, верхний храм знаменитой церкви Покрова в Филях, передается Музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в бессрочное и безвозмездное пользование РПЦ. Но не для регулярных богослужений, как выяснила TANR.

Оба храма, верхний и нижний, были возведены в 1690–1693 годах боярином Львом Кирилловичем Нарышкиным в его загородной усадьбе. Нижний, зимний, отошедший к Русской православной церкви в 2000-м, внутри не сохранился: в 1812-м французы устроили в нем конюшню. Но верхний, летний (по сей день филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева), дошел до нас в первозданном, хоть и потрепанном виде. Сохранившийся снаружи и внутри, он не просто построен в стиле нарышкинского барокко — это важнейший стилеобразующий объект. В иконостасе есть иконы работы мастеров Посольского приказа Карпа Золотарева и Кирилла Уланова. Известно, что 400 червонцев пожаловал на украшение церкви племянник Льва Нарышкина Петр I, и царь же привез для нее в 1703 году цветные витражи.

В 2013-м церковь стала памятником федерального значения, а через год настоятель Борис Михайлов заявил, что музей не следит за ней. РПЦ обратилась в Росимущество с просьбой передать ей храм для богослужений. И теперь просьба удовлетворена.

Здание действительно в неудовлетворительном состоянии — с этим директор музея Михаил Миндлин не спорит. Назначенный на этот пост недавно, Миндлин едва ли ответственен за состояние храма, к тому же план по реставрации памятников такого уровня — прерогатива Министерства культуры. Апеллируя к плохому состоянию здания, музей предложил демонтировать элементы внутреннего убранства, провести полную реставрацию и лишь после нее, установив климат-контроль, передать здание РПЦ. Минкультуры с доводами музея не согласилось и храм передало.

Что будет дальше? Эксперт, к которому обратилась TANR, — один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре, заместитель гендиректора Музеев Московского Кремля и заместитель председателя экспертного совета по церковному искусству Московской патриархии (МП) Андрей Баталов настаивает на том, что памятнику ничто не угрожает: «Есть мнение патриарха о том, что такие храмы, как церковь Покрова в Филях и Троицкая церковь в Никитниках (обе были переданы Московской патриархии, одна — из Музея имени Рублева, другая — из Государственного исторического музея), не должны быть приходскими. Они должны стать патриаршими древлехранилищами с особым, музейным статусом. Музей должен наблюдать за состоянием храмов, за иконостасом, определять режим богослужений. Как раз сейчас есть возможность создать форму совместного управления памятником музеем и патриархией, и надо это сделать. Того же мнения придерживается председатель Экспертного совета МП, древлехранитель Московской епархии протоиерей Леонид Калинин. Но замечу, что храм без богослужений мертв. Надо вернуть в него литургическую жизнь».

Итак, регулярные богослужения со всеми последствиями для памятника церкви не грозят. Баталов считает, что и сотрудники музея, подпадающие, по словам Миндлина, под сокращение, должны там остаться. Слухи же о катастрофическом состоянии здания, по его мнению, преувеличены. Да, церковь нуждается в реставрации — за счет государства или спонсоров, которых найдет патриархия. Что же касается предметов внутреннего убранства, то они входят в единый государственный музейный фонд. И именно музей должен будет определять, правильно ли их используют или нет.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+