Степенное созерцание мира в поисках кадра — не про участников юбилейного фотофестиваля, которых в этом году в Углич съехалось более 800. Времени, чтобы полюбоваться тем, как по Волге скользят теплоходы, между выставками, мастер-классами и дискуссиями 5-дневной программы у них почти не оставалось. Зато организаторы позаботились о том, чтобы все разглядели древний город, — посещение выставок (коих было более трех десятков) составило настоящий квест.
Прямо на территории Угличского кремля разместились работы классиков. Выставку Александра Тягны-Рядно в Богоявленском соборе можно было увидеть, только до конца дослушав выступление вокального народного ансамбля. Дорогу к ней украшали стенды с фотопроектом «Ветлуга — территория хоккея» Владимира Песни и с фотоэтюдами Венеции. Экспозицию хорошо знакомого московскому зрителю Антанаса Суткуса и самые первые фотоснимки Углича показывали в здании городской думы по паролю «я с „Фотопарада“». Современное искусство расположилось в другом конце города, в художественной школе прямо на территории Богоявленского монастыря. На одной из площадок — в здании земства с удивительным видом на угличскую ГЭС и судоходный шлюз — демонстрировалась современная арт-фотография Литвы.
Фестиваль порадовал широтой охвата жанров и техник фотоискусства — от натюрмортов в технике цианотипии и гумбихромата (избранные работы конкурса «Фотографический натюрморт», который провели в 2016 году портал Photographer.ru и Галерея классической фотографии) до арт-объектов вроде движущейся фотоленты петербургской художницы Анны Соповой или общественно значимых проектов Сергея Карпова о детях-инвалидах и умирании провинции с былыми заводами-гигантами (такими как «Красный май» в Вышнем Волочке). В первый день «Фотопарада в Угличе» открылась выставка фотослужбы ТАСС, отмечающей свое 90-летие. Цирковые львы на спинах лошадей, каракулевые шкурки на просушке в совхозе «Дангары», люди эпохи — от Константина Станиславского в ушанке до Юрия Гагарина в сомбреро — интересные и жизнеутверждающие снимки из архивов, которые не публиковались никогда прежде. И уже совсем другая, драматическая сторона эпохи показана в проекте Артема Берковича «На перекрестке времен», где были собраны работы трех поколений документальных фотографов — от Валерия Щеколдина до Юлии Абзалтдиновой.
Мирно сосуществующие в выставочном пространстве, в живом общении с классикой молодые фотографы-художники демонстрировали если не конфликт поколений, то настороженность и взаимное недоверие. На традиционных вечерних дискуссиях — «фоточаях» куратор арт-направления Надежда Шереметова призывала мэтров поразмышлять о новом дискурсе современной фотографии, но те наотрез отказывались выходить из поля классической эстетики. Александр Китаев сетовал, что в фотографиях нового поколения «Бога нет»; Владимир Вяткин отмечал, что «выставки молодых фотографов не обладают тематической завершенностью и осознанностью». Впрочем, некоторые пытались сгладить противоречия. Михаил Дашевский пояснил TANR: «Каждый должен реализовывать свои смыслы, как считает нужным. Искусство это или нет — решит история. Что скажут, к тому надо прислушиваться. А делать — свое».
Все-таки, как показал «Фотопарад в Угличе», молодые продолжают искать возможности в кросс-жанровости, в напряжении, которое чувствуется в непривычном, незнакомом, во взгляде на взгляд, в «не-в-себе вещи» (серия снимков выставки «Общее воображаемое»), о чем говорили на мастер-классах исследователи фотографии Ольга Аннаурова, Ксения Юркова, Ольга Давыдова и что было видно на выставках арт-направления.
Итоги фестиваля были подведены в последний день. Гран-при конкурса «Точка на карте. Малые города», а вместе с ним первое место в номинации «Арт проект» получила работа Евгения Молодцова «Вепсский лес». К слову, это решение тоже не было единогласным, фотографы, не входящие в жюри, отмечали, что техническое воплощение с проекциями не несет ничего нового. Лучшее портфолио составили работы симферопольского фотографа Антона Волка, который получил право представить персональную выставку на следующем фестивале.