18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Апология железного человека

№45
Материал из газеты

Новый каталог королевского оружия и доспехов из Виндзорского замка готовился несколько десятилетий, но ожидание того стоило

Британская королевская коллекция оружия и доспехов, большая часть которой хранится в Виндзорском замке, невелика. Впрочем, скромное количество компенсируется великолепным качеством. Как писал в 1904 году исследователь сэр Ги Лейкинг в каталоге избранных предметов вооружения и рыцарских доспехов из Виндзора, «каждый экспонат [здесь]… выдержит самую строгую экспертизу».

Однако работа самого Лейкинга такой проверки не прошла бы. Кажущийся увесистым, каталог его сравнительно невелик для трудов такого рода и неполон: он содержит только то, что считал важным автор. Вот почему, несмотря на знаменитых владельцев и историю дома, эта коллекция по большей части остается неизвестной. Ученые знали об этом пробеле давно, и в 1980-е годы началась работа по его заполнению, результатом которой и стала только что вышедшая книга. Первоначально над каталогом работали ныне покойные Клод Блэр, хранитель художественного металла в Музее Виктории и Альберта (общая редакция), А.В.Б.Норман (разработчик структуры каталога; рыцарские доспехи, холодное оружие) и Говард Блэкмор (огнестрельное оружие), руководитель Оружейной палаты лондонского Тауэра. Смерть Нормана в 1998-м и Блэкмора в 1999-м нанесла по проекту двойной удар. К счастью, в 2000 году к нему подключился Йен Ивс, хранитель Королевской оружейной палаты (переименованная коллекция Тауэра). Как соавтор первого тома Ивс занялся дальнейшей доработкой и расширением каталога Нормана, написанием статей и введением в него новых элементов.

Даже не упоминая развернутые, продуманные и подробные тексты, можно смело утверждать: каталог Arms and Armour in the Collection of Her Majesty The Queen: European Armour (Оружие и рыцарские доспехи из коллекции ее величества королевы: европейское вооружение) издан роскошно.

Большое количество полностраничных иллюстраций в сочетании с изображением фрагментов и отдельных элементов оружия и доспехов говорит о любви авторов к предмету и уважению к читателям. В книге представлены одни из лучших образцов британского доспеха.

Еще одна характеристика, отличающая эту работу, — включение в текст новейших научных данных. Этим мы обязаны прежде всего аналитическому вкладу Алана Уильямса, занимающегося изучением старинных техник металлообработки. Его должность — королевский оружейник — представляет собой почти уникальное соединение функций хранителя и ученого-куратора.

Важно, что новый редактор сохранил структуру каталога Нормана, где описание декора предшествует всему остальному. Такой подход может удивить, поскольку это описание представлено отдельно от информации о предмете, его основных функциях и происхождении. Но, хотя в этом есть определенное неудобство, решение оставить неизменным стиль написанного большими учеными, дискуссии с которыми на эту тему теперь уже невозможны, достойно уважения.

Перипетии создания книги делают ее выход еще более впечатляющим. Я прекрасно знал о ее долгой истории, но все равно испытал сложные чувства, открыв пакет и увидев в нем «новую» работу корифея, покинувшего мир 20 лет назад. Помимо Нормана как главного составителя каталога, не меньшим сюрпризом оказалось пространное вступление, написанное Блэкмором, и участие в подготовке издания Блэра. Звучащие сегодня впервые слова трех великих ученых ХХ века бросают вызов времени и смерти.

В залах Виндзорского замка с доспехами Генриха VIII не покидает ощущение присутствия там самого короля. Он надевал их при жизни, и они защищали его, как бы являясь продолжением тела. После его смерти они превратились в свидетельство деяний и личности своего владельца. Книга действует на вас схожим образом. Она памятник своим авторам, живым и мертвым, порождающий тот же магический эффект, что и доспехи, описанные в ней с любовью и знанием.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
7
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+