Британская королевская коллекция оружия и доспехов, большая часть которой хранится в Виндзорском замке, невелика. Впрочем, скромное количество компенсируется великолепным качеством. Как писал в 1904 году исследователь сэр Ги Лейкинг в каталоге избранных предметов вооружения и рыцарских доспехов из Виндзора, «каждый экспонат [здесь]… выдержит самую строгую экспертизу».
Однако работа самого Лейкинга такой проверки не прошла бы. Кажущийся увесистым, каталог его сравнительно невелик для трудов такого рода и неполон: он содержит только то, что считал важным автор. Вот почему, несмотря на знаменитых владельцев и историю дома, эта коллекция по большей части остается неизвестной. Ученые знали об этом пробеле давно, и в 1980-е годы началась работа по его заполнению, результатом которой и стала только что вышедшая книга. Первоначально над каталогом работали ныне покойные Клод Блэр, хранитель художественного металла в Музее Виктории и Альберта (общая редакция), А.В.Б.Норман (разработчик структуры каталога; рыцарские доспехи, холодное оружие) и Говард Блэкмор (огнестрельное оружие), руководитель Оружейной палаты лондонского Тауэра. Смерть Нормана в 1998-м и Блэкмора в 1999-м нанесла по проекту двойной удар. К счастью, в 2000 году к нему подключился Йен Ивс, хранитель Королевской оружейной палаты (переименованная коллекция Тауэра). Как соавтор первого тома Ивс занялся дальнейшей доработкой и расширением каталога Нормана, написанием статей и введением в него новых элементов.
Даже не упоминая развернутые, продуманные и подробные тексты, можно смело утверждать: каталог Arms and Armour in the Collection of Her Majesty The Queen: European Armour (Оружие и рыцарские доспехи из коллекции ее величества королевы: европейское вооружение) издан роскошно.
Большое количество полностраничных иллюстраций в сочетании с изображением фрагментов и отдельных элементов оружия и доспехов говорит о любви авторов к предмету и уважению к читателям. В книге представлены одни из лучших образцов британского доспеха.
Еще одна характеристика, отличающая эту работу, — включение в текст новейших научных данных. Этим мы обязаны прежде всего аналитическому вкладу Алана Уильямса, занимающегося изучением старинных техник металлообработки. Его должность — королевский оружейник — представляет собой почти уникальное соединение функций хранителя и ученого-куратора.
Важно, что новый редактор сохранил структуру каталога Нормана, где описание декора предшествует всему остальному. Такой подход может удивить, поскольку это описание представлено отдельно от информации о предмете, его основных функциях и происхождении. Но, хотя в этом есть определенное неудобство, решение оставить неизменным стиль написанного большими учеными, дискуссии с которыми на эту тему теперь уже невозможны, достойно уважения.
Перипетии создания книги делают ее выход еще более впечатляющим. Я прекрасно знал о ее долгой истории, но все равно испытал сложные чувства, открыв пакет и увидев в нем «новую» работу корифея, покинувшего мир 20 лет назад. Помимо Нормана как главного составителя каталога, не меньшим сюрпризом оказалось пространное вступление, написанное Блэкмором, и участие в подготовке издания Блэра. Звучащие сегодня впервые слова трех великих ученых ХХ века бросают вызов времени и смерти.
В залах Виндзорского замка с доспехами Генриха VIII не покидает ощущение присутствия там самого короля. Он надевал их при жизни, и они защищали его, как бы являясь продолжением тела. После его смерти они превратились в свидетельство деяний и личности своего владельца. Книга действует на вас схожим образом. Она памятник своим авторам, живым и мертвым, порождающий тот же магический эффект, что и доспехи, описанные в ней с любовью и знанием.