18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Апология железного человека

№45
Материал из газеты

Новый каталог королевского оружия и доспехов из Виндзорского замка готовился несколько десятилетий, но ожидание того стоило

Британская королевская коллекция оружия и доспехов, большая часть которой хранится в Виндзорском замке, невелика. Впрочем, скромное количество компенсируется великолепным качеством. Как писал в 1904 году исследователь сэр Ги Лейкинг в каталоге избранных предметов вооружения и рыцарских доспехов из Виндзора, «каждый экспонат [здесь]… выдержит самую строгую экспертизу».

Однако работа самого Лейкинга такой проверки не прошла бы. Кажущийся увесистым, каталог его сравнительно невелик для трудов такого рода и неполон: он содержит только то, что считал важным автор. Вот почему, несмотря на знаменитых владельцев и историю дома, эта коллекция по большей части остается неизвестной. Ученые знали об этом пробеле давно, и в 1980-е годы началась работа по его заполнению, результатом которой и стала только что вышедшая книга. Первоначально над каталогом работали ныне покойные Клод Блэр, хранитель художественного металла в Музее Виктории и Альберта (общая редакция), А.В.Б.Норман (разработчик структуры каталога; рыцарские доспехи, холодное оружие) и Говард Блэкмор (огнестрельное оружие), руководитель Оружейной палаты лондонского Тауэра. Смерть Нормана в 1998-м и Блэкмора в 1999-м нанесла по проекту двойной удар. К счастью, в 2000 году к нему подключился Йен Ивс, хранитель Королевской оружейной палаты (переименованная коллекция Тауэра). Как соавтор первого тома Ивс занялся дальнейшей доработкой и расширением каталога Нормана, написанием статей и введением в него новых элементов.

Даже не упоминая развернутые, продуманные и подробные тексты, можно смело утверждать: каталог Arms and Armour in the Collection of Her Majesty The Queen: European Armour (Оружие и рыцарские доспехи из коллекции ее величества королевы: европейское вооружение) издан роскошно.

Большое количество полностраничных иллюстраций в сочетании с изображением фрагментов и отдельных элементов оружия и доспехов говорит о любви авторов к предмету и уважению к читателям. В книге представлены одни из лучших образцов британского доспеха.

Еще одна характеристика, отличающая эту работу, — включение в текст новейших научных данных. Этим мы обязаны прежде всего аналитическому вкладу Алана Уильямса, занимающегося изучением старинных техник металлообработки. Его должность — королевский оружейник — представляет собой почти уникальное соединение функций хранителя и ученого-куратора.

Важно, что новый редактор сохранил структуру каталога Нормана, где описание декора предшествует всему остальному. Такой подход может удивить, поскольку это описание представлено отдельно от информации о предмете, его основных функциях и происхождении. Но, хотя в этом есть определенное неудобство, решение оставить неизменным стиль написанного большими учеными, дискуссии с которыми на эту тему теперь уже невозможны, достойно уважения.

Перипетии создания книги делают ее выход еще более впечатляющим. Я прекрасно знал о ее долгой истории, но все равно испытал сложные чувства, открыв пакет и увидев в нем «новую» работу корифея, покинувшего мир 20 лет назад. Помимо Нормана как главного составителя каталога, не меньшим сюрпризом оказалось пространное вступление, написанное Блэкмором, и участие в подготовке издания Блэра. Звучащие сегодня впервые слова трех великих ученых ХХ века бросают вызов времени и смерти.

В залах Виндзорского замка с доспехами Генриха VIII не покидает ощущение присутствия там самого короля. Он надевал их при жизни, и они защищали его, как бы являясь продолжением тела. После его смерти они превратились в свидетельство деяний и личности своего владельца. Книга действует на вас схожим образом. Она памятник своим авторам, живым и мертвым, порождающий тот же магический эффект, что и доспехи, описанные в ней с любовью и знанием.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+