«Я бы назвал предстоящую Биеннале антикваров биеннале перемен. Она не будет безупречной, мы наверняка сделаем ошибки, но она будет такой, какой мы видим ее в будущем», — заявил на встрече с журналистами президент Национального синдиката антикваров (SNA) Доминик Шевалье. А видят они ее прежде всего ежегодной. По мнению новой команды во главе с экс-директором Лувра Анри Луареттом, только в таком формате салон может котироваться в мире и выдерживать конкуренцию с TEFAF в Маастрихте или Frieze Masters в Лондоне. Поэтому XXVIII Биеннале антикваров, которая по традиции пройдет в Гран-пале с 10 по 18 сентября, будет последней «биеннале» в истории парижского антикварного салона, который в нынешнем формате существовал с 1962 года. Вопрос о периодичности биеннале стал последней каплей в междоусобицах внутри SNA, и ровно накануне открытия прошлой биеннале, в 2014 году, его члены отправили в отставку своего президента и главного организатора салона Кристиана Дейдье. С этого события и начались масштабные реформы.
По вопросу о смене названия согласия нет. Французские маститые антиквары хотят сохранить его без изменений. Руководство же настаивает на новом имени, чтобы в головах и расписаниях международных коллекционеров не происходило путаницы.
Среди целей новой команды — вернуть парижской ярмарке мировой престиж и звание главного международного антикварного события. Больше уважаемых антикваров, больше вещей музейного уровня, больше выставочных проектов, меньше гламура — таков глобальный вектор новой биеннале. В этом году в ней примет участие около 120 галерей против 87 в 2014-м. Большинство по-прежнему за французами, однако количество иностранных участников выросло на 40%. «Как бы ни были прекрасны французские галереи, только ими на биеннале никого не заманишь», — заявил Жан-Даниель Компан, генеральный директор Биеннале антикваров, сформулировав одну из главных претензий, которую предъявляют парижскому салону вот уже много лет.
Специальным гостем XXVIII Биеннале антикваров станет Эрмитаж. В Гран-пале пройдет выставка шедевров XVIII века из коллекции российского музея. Фарфор, фаянс, керамика, предметы прикладного искусства — всего 35 произведений, преимущественно французского происхождения (например, изделия Севрской мануфактуры), созданных по императорскому заказу для российского двора. По словам Жан-Даниеля Компана, на этом сотрудничество с Россией не остановится. В Санкт-Петербурге он уже присмотрел идею для выставочного проекта на 2017 год, а в будущем не исключает создание в Северной столице и биеннале-спутника.
Из других международных участников — специалисты по XX веку. Новичок биеннале — Mayoral Galeria (Барселона) с выставкой Жоана Миро, подготовленной его внуком, и «возвращенец» Landau (Монреаль) с подборкой полотен Василия Кандинского, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Жана Дюбюффе. Произведения только 1966 года Алена Жаке, Пьера Сулажа, Жоржа Матье представит прославленная парижская галерея Daniel Templon, которая в честь своего 50-летия решила впервые выступить в Гран-пале. Для биеннале это серьезная заявка на молодость. Новая команда не скрывает, что хочет больше не только художников-модернистов, но и современных авторов.
Впрочем, главной проблемой Биеннале антикваров в последние годы оставался собственно антиквариат. Торговцев старыми мастерами с каждым разом становилось все меньше, Парижу они предпочитали Маастрихт: аренда там ниже, а публика «качественнее». Восстановить антикварную репутацию биеннале призван десант уважаемых маршанов с Paris Tableau. Центральные стенды в Гран-пале займут около 20 галерей, представляющих живопись и графику до XVIII века, среди них Adam Williams (Нью-Йорк), Ana Chiclana (Мадрид), Jean-François Heim (Базель), Haboldt (Амстердам), Richard Green (Лондон), De Jonckheere (Женева, Париж), парижские De Bayser и Canesso. Небольшой парижский салон Paris Tableau, специализирующийся на старых мастерах, существовал всего пять лет и был создан по инициативе членов SNA, которым с прежним руководством биеннале было не по пути.
Как нарочно, случился скандал с двумя крупнейшими французскими галереями мебели, Didier Aaron и Kraemer, которым пришлось воздержаться от участия в биеннале.
Одной из причин того, что антиквары стали отворачиваться от биеннале, были ювелиры. Гранды с Вандомской площади получили прописку рядом с антикварами практически с самого начала биеннале. Уже на втором выпуске, в 1964 году, Boucheron, Cartier, Chaumet, Mauboussin, Van Cleef & Arpels были желанными гостями, потому что, с одной стороны, биеннале задумывалась как эфемерный музей, призванный упрочить престиж профессии, с другой — французские маршаны желали пышного светского мероприятия. И долгие годы этот союз выглядел удачным браком по расчету, но только внешне. Внутри же зрело недовольство. С каждым выпуском ювелиры укрепляли свои позиции: их коллекции, созданные специально к биеннале, становились богаче, стенды — масштабнее и изощреннее, клиенты — моложе и все больше из Азии. На последней биеннале было рекордное число ювелирных домов — 14.
Антиквары чувствовали себя приманкой на их крючке. «Китайцы заглядывают, фотографируются на фоне картин и убегают к ювелирам. Они приезжают за haute joaillerie, искусство их не интересует». Это объяснение одного из участников XXVII Биеннале звучало как приговор.
XXVIII Биеннале антикваров, похоже, впервые если не за всю историю, то за многие годы пройдет без французских ювелиров с Вандомской площади. По крайней мере на сегодняшний день в списке участников всего четыре ювелирных дома, и ни одного французского: Cyndy Chao (Тайвань), Boghossian Jewels (Женева), Nirav Modi (Индия), De Grisogono (Женева). Говорят, предлагали даже российскому ювелиру Ильгизу Фазулзянову, но что-то в этом году не сложилось.
Одним из первых о своем разводе с биеннале заявили Cartier. Предложенный стенд максимальной площадью 140 кв. м (это два выставочных места) оказался мал для «ювелира королей»: якобы негде разместить салоны для ВИП-клиентов. По словам Шевалье, двери Гран-пале для обиженных ювелирных домов все так же открыты, но условия игры уже не будут прежними.
Пока же биеннале принимает выставку Покорение времени, организованную Фондом высокого часового искусства (Audemars Piguet, Girard-Perreaux и Richemont Group). История часов — от солнечных до новейших электронных — уже несколько лет путешествует по миру. Среди выставочных проектов биеннале и экспозиция Mobilier National, главного специалиста по мебельному наследию Франции, представляющая исторический дайджест стилей с 1943 года до наших дней.