Мобильное приложение с элементами дополненной реальности Pokemon Go стало самой популярной игрой последнего времени. Необходимо как можно больше ходить по городу, собирая виртуальных монстров, изображение которых накладывается на реальный мир. Только в Москве число игроков в августе перевалило за 1,3 млн, то есть ловить карманных монстров пробовал примерно каждый десятый житель столицы, — и это до официального релиза в России. В начале августа число скачиваний приложения в мире превысило отметку в 100 млн, принося своим создателям по $10 млн в день.
Музеям и другим культурным институциям приходится приспосабливаться к новой реальности: в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, например, расположили два покестопа — привязанных к карте места, где игроки могут получать дополнительные очки и необходимые для игры предметы. Причем один из покестопов музей разместил внутри здания, заманивая игроков на временные выставки. На территории Центра Гетти в Лос-Анджелесе находится пять тренажерных залов, где можно устраивать поединки покемонов, а Филадельфийский художественный музей окружен аж восьмью покестопами. Во время, когда музей работает в режиме «заплати, сколько хочешь», были активированы специальные модули, привлекающие редких монстров. По сообщению британского издания Guardian, такие меры принесли свои плоды: посещаемость в «покемоньи» часы возросла на 13% по сравнению с предыдущей неделей и на 25% по сравнению с этим же периодом прошлого года.
Конечно, не все музеи отнеслись к игре с энтузиазмом. Мемориальный музей холокоста в Вашингтоне по понятным причинам обратился к посетителям с просьбой не играть в залах, а позднее разработчики удалили с карты покестоп в этом месте. К нему присоединились Государственный музей Аушвиц-Биркенау в Польше и Мемориальный парк Мира в Хиросиме, которые также были удалены с карты игры как возможные локации.
Российские музеи к появлению Pokemon Go отнеслись в основном спокойно. В пресс-службе Государственной Третьяковской галереи нам сообщили, что игроков в ее стенах не поощряют, но и препятствовать виртуальной охоте не намерены. До сих пор никаких неприятных происшествий игра не вызывала, а если проблемы и возникнут, то решать их будут по мере поступления. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский на пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс Северо-Запад» заявил, что «запретов не будет, пока кто-нибудь при ловле покемонов не налетит на витрину». В группе Государственного Русского музея в соцсетях было опубликовано разъяснение ситуации с игрой: «Нам продолжают поступать вопросы двух видов: можно ли в музее ловить покемонов и почему мы не запрещаем ловить покемонов в музее. В ответ мы можем только выразить уверенность в том, что omnia transeunt et id quoque etiam transeat («все проходит, и это тоже пройдет». — TANR)». В Музеях Московского Кремля в ответе на вопрос TANR об игре сослались на слова пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова о том, что «покемоны — это не повод посетить Кремль, сокровищницу мировой культуры». Наш корреспондент, впрочем, видел покестопы внутри Кремля, рядом с Царь-колоколом.Генеральный директор Музейно выставочного объединения «Манеж» Ирина Толпина рассказала, что, поскольку аудитория проектов «Манежа» меняется в зависимости от их тематики, «квесты в дополненной реальности здесь не всегда уместны, так как основной части посетителей это может мешать». Возможность установки покестопов и специальных модулей в Манеже не исключают, если они будут уместны в конкретном проекте.
Некоторые российские институции на приложение смотрят с воодушевлением. Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов рассказал, что считает Pokemon Go прекрасным приложением: «Может быть, сфотографировав покемона, людям удастся посмотреть на искусство под новым углом. Это вопрос того, как показывать искусство и коммуницировать со зрителем. Сегодня Pokemon Go, завтра еще что-то — дополненная реальность развивается. Мне кажется, тренды надо ловить, и я рад, что это происходит. Надеюсь, подобных явлений будет больше». Существующие покестопы музея привязаны к старому зданию «Гаража» — временному павильону, построенному в 2012 году Шигеру Баном и в прошлом году снесенному. В скором времени по просьбе администрации музея они должны будут переехать в его новое здание, бывший ресторан «Времена года».
В пресс-службе Московского музея современного искусства (MMOMA) рассказали, что «покемон-истерия затронула даже некоторых наших сотрудников», а для того, чтобы время, проводимое посетителями в музее, было максимально интересным и насыщенным, помимо экспонирования объектов современного искусства, были установлены дополнительные покеспоты на территории всех корпусов MMOMA.
В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) также не видят в игре ничего плохого: «Современная культура осваивает самые разные области, а мы как центр современного искусства открыты всему новому. Если кто-то впервые окажется в музее, потому что последует за игрой и придет искать в ГЦСИ покестоп (в ГЦСИ он действительно есть, как и во всех крупнейших точках притяжения), и заинтересуется, мы будем только рады и познакомим с нашей работой. Уверены, что он станет нашим постоянным посетителем. Интересно, что и современные художники не обошли стороной тему покемономании и началось это задолго до появления игры Pokemon Go. Мы, например, недавно рассказывали в наших соцсетях о работе одного из художников коллекции ГЦСИ — Гоши Острецова, где использован образ покемона. Почему нет?»