18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новые залы сдадут в аренду состоятельным коллекционерам...

№46
Материал из газеты

...чтобы Музей Бойманса — ван Бенингена выставил все экспонаты в открытом хранении

Вконце 2018 года в Музее Бойманса — ван Бенингена появится Public Art Depot — открытое хранилище, дизайн которого разработало архитектурное бюро MVRDV. Городской совет Роттердама одобрил внедрение идеи еще в конце прошлого года. Кажется, это можно назвать беспрецедентным бизнес-решением — стремление музея заработать дополнительные средства, предоставляя частным коллекционерам возможность хранить и выставлять у себя предметы искусства.

Индивидуальные собиратели могут арендовать помещение для своих сокровищ по цене от €350 до €400 за кв. метр. За дополнительную плату музей упрощает процедуру получения кредита, предлагает регулярно отчитываться о состоянии предметов искусства, предоставляет и другие услуги по управлению разными видами коллекций. В свою очередь, посетители получают возможность осмотреть не только собрание музея, но и «новые частные залы» — если, конечно, владелец их временной начинки дает на это согласие.

Более 10% нового хранилища, или 1,6 тыс. кв. м, будет сдано в аренду. Сьярел Экс, директор передового роттердамского музея, уже сообщил о проекте более чем 60 известным европейским коллекционерам, и шесть из них решили поучаствовать в эксперименте. В настоящее время ведутся переговоры с таможней о возможности создания фрипорта.

Некоторые музейщики видят в этом проекте тенденцию к стиранию границ между некоммерческим и частным секторами международного арт-рынка. Адриан Эллис, глава AEA Consulting, отмечает: «Новая инициатива из Роттердама — это еще один пример размывания, происходящего в мире искусства сразу на нескольких этажах и во многих контекстах — там, где кураторские программы делают ставки на приоритеты интернациональных дилеров или же попросту ставят во главу угла своей деятельности коммерческие соображения состоятельных коллекционеров».

Хотя Эллис не видит проблемы в том, чтобы сдавать в аренду коллекционерам престижные музейные залы или брать деньги за хранение и другие консультационные услуги, «водить экскурсии по таким частным коллекциям в хранилище весьма проблематично», считает он.

Из необходимых на реализацию проекта €52,3 млн роттердамский социальный инвестиционный фонд Stichting De Verre Bergen выделил €20 млн. Оставшиеся средства планируют получить от продажи входных билетов, арендной платы и из местного бюджета, который должен обеспечить €2,5 млн, покрывающих годовые эксплуатационные расходы.

По словам Экса, будут приняты меры, чтобы избежать потенциального конфликта интересов. Пул коллекционеров, передающих свои собрания на временную экспозицию, должен быть утвержден работниками музея, которые обязуются хранить предметы искусства в идеальной сохранности в течение пяти лет.

«Для музея это прекрасная возможность убить одним выстрелом нескольких зайцев: обеспечить частное финансирование общественных инициатив, уменьшить расходы на содержание коллекции и привлечь к себе внимание частных коллекционеров, что может помочь увеличить размер пожертвований. Хранение предметов искусства — головная боль для многих коллекционеров, а других, более выгодных и разумных, предложений на рынке пока не видно», — считает брюссельский коллекционер Ален Серве.

По мнению Экса, активное сотрудничество с коллекционерами — не самое главное. Куда важнее возможность показать самой широкой аудитории то, как хранится культурное наследие. Посетители хранилища площадью 14 тыс. кв. м смогут «заглядывать через плечо реставраторам, наблюдать за их работой; там будут помещения для семинаров, лаборатории и сокровищница».

На крыше Музея Бойманса — ван Бенингена расположится кафе, а террасу украсит парк скульптур. Идея такого хранилища возникла после того, как регулярные складские помещения Роттердама оказались под угрозой затопления. Коллекция музея, насчитывающая 145 тыс. экспонатов, в том числе картины Рембрандта и Ван Гога, охватывает период от раннего Средневековья по наши дни.

Экс надеется, что предложенная им бизнес-схема вызовет дискуссии о том, как и почему музеи продолжают расширять коллекции, притом что основная часть экспонатов обычно убрана в запасники и широкой публике попросту недоступна. В государственных музеях места в постоянной экспозиции и даже на временных выставках удостаиваются лишь знаковые произведения. В том же Музее Бойманса — ван Бенингена сейчас показывается не более 8% всего собрания. Парижский Лувр выставляет на всеобщее обозрение 38 тыс. работ из своей обширной коллекции, доходящей до 460 тыс. экспонатов.
Прототипом Public Art Depot можно называть Шаулагер в Базеле, задуманный архитектурным бюро Herzog & de Meuron как «склад для открытого хранения современного искусства». Сьярел Экс возражает: Шаулагер, существующий с 2003 года, можно посетить только по предварительной записи, да и коллекция, хранимая в нем, гораздо меньше. «Роттердамский случай уникален тем, что впервые в мире собрание одного конкретного музея будет полностью открыто для публики», — резюмирует он.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+