18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Дух советского НИИ пробудился на лондонской выставке

№46
Материал из газеты

Московский музей дизайна представляет Россию на I Лондонской биеннале дизайна

Одна из самых крупных и амбициозных международных дизайнерских выставок привлекла к участию в своих программах более 40 стран. Лабиринт национальных экспозиций открывается в Соммерсет-Хаусе, одном из главных выставочных пространств Лондона (входит в двадцатку самых посещаемых музеев мира, поэтому организаторы ожидают в течение трех недель более 100 тыс. человек). Кажется, впервые история проектов, некогда созданных для отечественной промышленности, будет представлена так широко и подробно в рамках престижного интернационального форума.

Для этого Московский музей дизайна (ММД) привозит в Лондон выставку Открывая утопию. В основу ее положена видеоинсталляция объемом 72 кв. м, рассказывающая об исследованиях легендарного Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) периода «развитого социализма» (то есть с 1960-х по 1980-е годы). Это была уникальная (причем в планетарном масштабе) организация, всесторонне — практически и теоретически — разрабатывавшая основы новой, комфортной жизни, до которых СССР дорос во времена послевоенной оттепели.
«Идеальное общество — мечта строителей коммунизма всего мира, не только в СССР, — Александра Санькова, директор Московского музея дизайна, объясняет концепцию лондонского проекта. — Такими же идеалистами были и советские дизайнеры, мечтавшие создать уютную и удобную материальную среду. Инсталляция, созданная нашим музеем, рассказывает об идеальных, но утопических проектах советских дизайнеров, опередивших время настолько, что их невозможно было воплотить».

Впрочем, некоторые из них все-таки состоялись, позволив показать в Лондоне не только документацию, но и конечный продукт, а также фотографии стильных людей (сделанные со слайдов из музейной коллекции) внутри творческого процесса. Для того чтобы посетители биеннале смогли, как на машине времени, перенестись на полвека назад, в музее придумали остроумный проект (его автор — Степан Лукьянов, арт-директор «Электротеатра „Станиславский“» и разработчик многих начинаний ММД), позволяющий развернуть уникальные архивы советских художников и конструкторов, занимавшихся не только изготовлением оболочки конкретных вещей, но и изучавших, например, эргономику и психологию дизайна.

Создавая необыкновенные предметы для повседневной жизни, сотрудники ВНИИТЭ были самыми что ни на есть большими идеалистами, смесью физиков и лириков из романов братьев Стругацких. Собственно, этим дизайнерам мы и обязаны стильными шестидесятническими интерьерами, предметами и даже шрифтами, вызывающим мощную ностальгию. Над обликом будущего, ставшего для нас теперь мифологическим прошлым, здесь трудились не только технологи, но еще и социологи, философы, историки культуры. Выпуская в том числе журнал «Техническая эстетика» и книги, сделавшие авангардную теоретическую школу советского дизайна одной из самых передовых и продвинутых в мире.

«Есть такое понятие — бумажная архитектура. У нас был „бумажный дизайн“, — рассказывает бывший сотрудник ВНИИТЭ Марина Тимофеева, начальник тогдашнего отдела информации, историк и теоретик дизайна. — Но, к сожалению, что имеем — не храним. После развала СССР государственная система дизайна рухнула, архивы терялись, а иногда и просто выбрасывались: негде было хранить».

Небольшой объем свидетельств, собранный Московским музеем дизайна: документы, макеты, чертежи, — бумаги из личных архивов дизайнеров. Коллекция формировалась буквально по крохам, но сегодня именно ММД собирает на постоянной основе и показывает за рубежом выставки, посвященные ключевым моментам столетней (1915–2015) истории отечественных разработок.

Из этих уникальных материалов для Лондонской биеннале дизайна собран интерактивный мультимедийный проект, включающий лайтбоксы с отреставрированными архивными слайдами и десятки интервью (их показывают на сенсорных экранах с тачскринами) с историками дизайна, конструкторами ведущих советских производств, представителями промышленных предприятий и современными дизайнерами. Александра Санькова пояснила TANR, что важнейшей задачей экспозиции она считает выявление прямых связей между прошлым и настоящим, демонстрацию их во всей экспозиционной наглядности.

Александр Грашин, некогда работавший во ВНИИТЭ заведующим отделом теории, методологии и эргономики дизайнпроектирования, а теперь ставший одним из консультантов ММД, объясняет, почему многие проекты института так и остались нереализованными: «Главной проблемой, с которой сталкивались работники ВНИИТЭ, было отсутствие взаимодействия между художниками-конструкторами и промышленным производством». Тем не менее люди, подобно художникам-авангардистам начала ХХ века, к опыту которых во ВНИИТЭ постоянно обращались, хотя бы попытались вырастить оригинальную бытовую среду.

Одна из частей российской экспозиции (Лукьянову важно было передать атмосферу конструкторских бюро того времени) имитирует систему хранения архивных материалов, принятую в советских учреждениях, со всеми этими каталожными ящичками, карточками и перфокартами. В сегодняшнем Лондоне эта остроумно решенная инсталляция выглядит особенно стильной.  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+