18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Под музыку золотых красок

№46
Материал из газеты

Новая версия культурных связей в иконописи позволяет установить особенности распространения хризографии

Один из самых сложных и неразгаданных вопросов медиевистики — практически одновременное появление «греческой манеры» в Тоскане и Умбрии XIII века, в государствах крестоносцев, Византийской империи и ее сателлитах. Большую часть своей жизни Ярослав Фолда изучал особенности этого непростого перекрестия средиземноморских культур. В своей книге Byzantine Art and Italian Panel Painting: the Virgin and Child Hodegetria and the Art of Chrysography (Византийское искусство и итальянская живопись на дереве: икона Богоматери с Младенцем (Одигитрия) и искусство хризографии) он использует новый подход к теме культурного сотрудничества, уделяя основное внимание развитию техники хризографии — росписи икон золотыми красками. Рассматривая особенности хризографии в эпоху крестоносцев, Фолда фиксирует мельчайшие различия в развитии как формы, так и содержания известных изображений Богоматери с младенцем Иисусом на Западе и Востоке.

Примеры работы в технике хризографии Фолда прослеживает от раннего византийского искусства, затем обращается к ряду более поздних икон из монастыря Святой Екатерины на Синайском полуострове, вписывая их в культурный контекст государств крестоносцев. И лишь затем переходит к исследованию активно обсуждаемых сегодня Мадонны Кана и Мадонны Меллона из Национальной галереи в Вашингтоне, чтобы под конец описать уже авторские, а не анонимные произведения XIII века мастеров из Сиены. Разумеется, основное внимание в книге уделено Мадонне Кана и Мадонне Меллона. С тех пор как две эти иконы появились на арт-рынке в 1912 году, атрибутировали их по-разному. Авторство приписывалось и итальянским художникам, и крестоносцам, и мастерам из Византии; местом их происхождения считались самые разные центры — от Константинополя до Сиены.

По его версии, обе иконы созданы в Константинополе по заказу крестоносца в последние годы Латинской империи (около 1260), поскольку подобная иконография Богоматери на престоле была неизвестна в Византии. И хотя 100%-ной уверенности в правоте исследователя об итальянском происхождении живописцев нет, эта гипотеза снимает ряд вопросов. Она объясняет отсутствие письменных свидетельств об этих мастерах, византийскую элегантность их манеры, пристрастие к технике хризографии, а также связь с сиенской живописью, ведь синий мафорий и бледно-лиловый хитон Мадонны Кана не соответствуют византийской стилистике. Фолда систематизирует приемы хризографии знаменитого сиенского мастера Дуччо, дабы проследить связь его работ с византийским искусством и влиянием крестоносцев. Сиенский стиль, как ни одна другая местная школа, неслучайно ассоциируется у нас с золотым светом икон.

Jaroslav Folda with Lucy J. Wrapson. Byzantine Art and Italian Panel Painting: the Virgin and Child Hodegetria and the Art of Chrysography. Cambridge University Press. 492 с. £84,99, $135 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+