Десант российских художников высадился в выставочном зале Kunst Im Tunnel в Дюссельдорфе на выставке «…после гламура». Кураторами выступили дюссельдорфские резиденты Наталия Гершевская и Евгения Чуйкова, а в организации выставки принял участие Московский музей современного искусства. Художники, среди которых Елена Берг, Анна Желудь, Виктор Кириллов-Дубнинский, Викентий Нилин, Леонид Сохранский и другие, вспомнили самый карнавальный период постсоветского времени.
Константин Латышев стал одним из самых остроумных и жестких критиков нового русского капитализма. Его сатиры на нуворишей по степени язвительности можно сравнить разве что с работами Павла Федотова. Все самые яркие чувства по отношению к новому времени читались в его бессмертном шедевре «Любишь ли ты, сука, современное искусство, как люблю его я», изображающем классический типаж владельца заводов и пароходов, претендующего на роль коллекционера. В Дюссельдорфе же показали «избранное» из Латышева — несколько принтов, созданных с 2000 по 2015 год, в которых можно увидеть всех архетипических персонажей двух последних десятилетий.
Розовые зайки-энерджайзеры, крутящие педали велотренажеров, из инсталляции «Синема» Ростана Тавасиева, напротив, вызывают умиление и сочувствие. Тавасиев, как партизан, работающий на вражеской территории, все блестящее десятилетие взрывал мир гламура изнутри. Впрочем, итог плюшевой истории был подведен в прошлом году: в инсталляции «Жги!» пушистый огонь, выдранный из хвоста игрушечной белки, охватил-таки белый галерейный куб всеочищающим огнем.
Ольга Кройтор в своем перформансе «Изоляция» передает ощущения человека, загнанного в угол. Гигантская ковровая дорожка красным клином буквально пригвождает хрупкую фигурку художницы к стене, не оставляя возможности для маневра. К счастью, жесткие стандарты гламура остались в силиконовых 2000-х, а перформанс Кройтор выходит далеко за границы темы гламура.
Еще один участник выставки, Андрей Кузькин, с момента своего появления на художественной сцене сознательно работал в антигламурной эстетике. Акция «По кругу», с которой он вошел в мир искусства, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Благодаря своей безыскусности перформанс, в котором Кузькин четыре часа месил ногами застывающий бетон, столь громко выстрелил в конце 2000-х. И это тогда, когда в работах главных художественных звезд было не так просто разобраться, где обнаруживался собственно гламур, а где — его критика. В Дюссельдорф же приехала инсталляция Андрея Кузькина «Все впереди!». Художник упаковал свои вещи в стальные ящики в 2011 году, чтобы открыть их в 2040-м. Выстроенные в «супрематические» ряды, они сложились в идеальную минималистическую композицию. В парке Кузькин показал еще перформанс «Явление природы, или 99 пейзажей с деревом», где тело художника уподоблялось дереву, а его обнаженные чресла торчали из земли во всей своей естественной красе. Перформанс, зондирующий почву для возвращения к природе почти что в духе Просвещения, был прерван стражами порядка. Природа была побеждена цивилизацией, но на милость гламура так и не сдалась. До 30 октября.