Более 300 экспонатов рассказывают о теме еды в отечественном искусстве.
Русский музей любит тематические выставки. Если про праздники, то Праздники по-русски: из запасников достается все на эту тему — и выставка из 250 экспонатов готова. Если про двери и ворота, то, как поясняет пресс-релиз, «выставка призвана раскрыть многообразие смыслов и значений, которые изображения врат и дверей — одного из важнейших мотивов отечественной и мировой художественной культуры — приобретали на разных этапах ее развития». Теперь кураторы музея добрались и до еды, пригласив, так сказать, всех к обеду. Выставка, включающая около 300 произведений, так и называется — Приглашение к обеду.
Вообще, художники стали об ращаться к теме еды еще в XV веке, потом появился жанр натюрморта — и пошло-поехало. Картины с едой, охотничьими трофеями часто украшали дома богатых особ. Кулинарный дискурс не оставляет современных художников и поныне. В пресс-релизе к выставке читаем: «Тема еды была чрезвычайно популярна у отечественных художников XVIII–XXI веков, однако ни когда не становилась предметом отдельной выставки». На самом деле несколько лет назад куратор и арт-деятель Ольга Лопухова в московском фонде «Эра» собрала практически все произведения концептуалистов и других актуальных художников на гастрономическую тему: живопись, инсталляции, видеоработы, перформансы «Синих носов», АЕС + Ф, Сергея Воронцова, Cергея Логвина, Алексея Политова и Марии Беловой, Юрия Шабельникова и других. У Русского музея, безусловно, иные задачи и другие произведения. Цель выставки — показать все, что связано с гастрономией в России с XVII и до XXI века: картины, посуду, гобелены, меню.
Это некий исторический экскурс, в ходе которого узнаешь много интересного: в какой посуде, что, где, как, в какое время года употребляли пищу разные слои населения в России. Чарочки, ковшики, рушники, перечницы, гравюры на тему обедов в Грановитой палате — XVII век; доски пряничные, сервизы, царская посуда, картины Константина Маковского и Александра Вишнякова — XVIII век; кринки, чайники, кофейники, туески — XIX век; меню званых обедов от Александра Бенуа, Ивана Билибина, Виктора Васнецова, фото c трапезничающими Львом Толстым, Ильей Репиным, картины Натана Альтмана, Наталии Гончаровой (не вся уехала в Третьяковскую галерею на персональную выставку, гастрономическими сюжетами Русский не поделился), Петра Кончаловского, Михаила Шемякина — XX век; живопись и объекты современных художников Натальи и Марии Арендт, Игоря Пестова, Александра Флоренского, Михаила Хазина, Петра Швецова, Алексея Штерна — XXI век.
К выставке выпустили красочный 200-страничный каталог. Помимо произведений с выставки, в нем приведена краткая история русской гастрономии с разъяснениями, что есть голландский соус, например, или фондю. Есть и рецепты (сбитня, кулебяки, тюри с луком), советы по сервировке стола и правильного чередования вин — такая смесь каталога, истории кулинарии, «хозяйке на заметку» и поваренной книги. Вступительные статьи, помимо известных историков кулинарии четы Сюткиных, написала арт-критик Екатерина Андреева. На этот раз выступив в качестве критика и исследователя Книги о вкусной и здоровой пище 1939 года под редакцией Анастаса Микояна.
Русский музей
Приглашение к обеду
Санкт-Петербург
До февраля 2014 года