18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Сила «кэша»

По итогам основного проекта IX Ширяевской биеннале современного искусства

Тема основного проекта IX Ширяевской биеннале — «Кэш». Семантический ореол этого термина обширен — от ассоциаций с платежами до лексикона программирования, где «кэш» означает запас, буфер памяти.

Многозначна и эмблема биеннале, которая проводится каждый август каждого нечетного года начиная с 1999-го в селе Ширяево Самарской области, расположенном на берегу Волги, — кейс наличных на экране компьютера. Открытый чемодан с пачками купюр навеян кинематографом, где этот образ служит метафорой чистого обладания. А монитор, в чью рамку заключены деньги, отсылает к постиндустриальной эпохе, виртуализировавшей экономику.

Создатели биеннале Неля и Роман Коржовы говорят о ценности нередуцируемого остатка, сущности, прорваться к которой стремится современный человек, живя в реальности виртуальных потоков, в том числе финансовых. Деньги — это фикция, однако самочувствие нашего современника — жизнь в долг, тотально к этим фикциям привязанная, отчужденная жизнь. По замыслу кураторов именно художник способен противопоставлять подобному мироощущению прямой поступок, авторский жест, тождественный лишь самому себе. Наивность подобного пафоса кураторы делают своим ключевым аргументом — если это и «наивность», то возведенная в принцип и ставшая руководством к действию.

...Итак, кэш. Сухой остаток, неотчуждаемая наличность. Четыре десятка художников из разных стран — от Польши до Австралии. Художественные практики от социального перформанса до ленд-арта. Все они собраны в спектакль, подобный тем, что конструируются каждым большим куратором. Таковы «Парламент форм» Оквуи Энвезора или «Энциклопедический дворец» Массимилиано Джони. Таким же кураторским спектаклем является при всей разности масштабов и «Номадическое шоу» Нели Коржовой — многочасовое движение зрителей по чуждому горизонтальному пространству.

Одна из основных групп показанных на нем произведений — это материализация готовых, недвусмысленных символов. Так, датско-сингапурская группа Yunrubin обыграла волжский ландшафт в духе цитаты из работавшего в этих краях Ильи Репина: группа «бурлаков» влачила по водной поверхности надувной резиновый доллар, сдувшийся при доставке на берег. Французы из группы S’ilTePlait изготовили инсталляцию «Спекулятивный пузырь», а их коллеги Алиса Николаева и Николя Куржон обернули корабль со зрителями в золотую фольгу, развевавшуюся по ветру. Сдувшийся доллар, лопнувший пузырь, фальшивое золото — вполне очевидные образы, приходящие на ум, когда речь заходит об экономической атрибутике, особенно в кризисные периоды.

Еще одна группа произведений представляет собой попытки конструировать некие собственные символы и ситуации. Голландец Маартен Хейкамп превращает сельский сарай в усовершенствованную версию камеры-обскуры, в которой плоды ближайшего огорода предстают как возвышенные образы классических натюрмортов. Кроме того, художник на глазах у зрителей с помощью специального сканера фиксирует динамику падающего на овощи света в виде графики на светочувствительной глине. Дары природы тем самым обмениваются на собственные образы с последующей трансформацией в беспредметные схемы.

Норвежец Феликс Гмелин специально под биеннале объединился с коллегами из Норвегии, Швеции и Великобритании в группировку Serious Collision Investigation Unit Coalition, представив проект-мистификацию «Работники и хорьки». Сельский дом был превращен в тотальное выставочное пространство, в котором демонстрировались изготовленные из найденных предметов инсталляции, графика и рисунки 27 художников, объединенных темой безумия, девиации. Дом выступил для авторов аллегорией общества, движущегося к Апокалипсису, хотя общая тональность, заданная ими, была насквозь ироничной.

В проекте «Ожерелье для горы» польская художница Доминика Скутник имплантировала драгоценные камни в тело жигулевских гор с условием, чтобы зрители не могли их найти. Идея коллективного долга перед природой тем самым вступала в диалог с более широкой темой ценности искусства как таковой.

Многочисленные перформансы основного проекта часто играли роль медиумов для высказываний на повестку дня. «Концерт агитационной песни» в жанре «политической партитуры», исполненный московской группой U/n Multitude, посвящался кредитам как роковой теме, способной влечь самоубийства.

Для других авторов перформанс выступал метафорической оболочкой экономических конструктов. Так, в театрализованном танце «Антимиры» художники американской группы Antibody Corporation в костюмах транссексуалов рассматривали собственную телесность как пространство для обмена. Самарцы Мария Крючкова и Илья Саморуков также обыгрывали тему обмена: личные вещи авторов зрители могли поменять на свои либо на жест «любви» к самим художникам.

Оставляя после себя минимум материальных следов в пространстве, основной проект биеннале, как и в прежние годы, абсолютизирует художественный поступок и ставит этический компонент даже прежде эстетического. Само создание Ширяевской биеннале в конце 1990-х было таким поступком — не кураторов, но художников. Жестом, подпитанным желанием создать ситуацию высказывания от первого лица вне институциональных стен. Время доказало силу жеста: вот уже 17 лет ситуация продолжает воспроизводиться. Представители разных стран все так же работают и выставляют продукты своего труда в сельском ландшафте. А кураторы призывают и художников, и критиков забыть о «больших нарративах» и двигаться дальше.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+