18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Николас Серота покидает Тейт после трех десятилетий на посту директора

В феврале следующего года после 28 лет работы Николас Серота покинет пост директора галереи Тейт, чтобы стать новым председателем Художественного совета Англии. Об этом стало известно 7 сентября, всего через несколько месяцев после открытия нового крыла Тейт Модерн (Суитч-Хаус). Для многих эта новость оказалась сюрпризом, несмотря на то что слухи о подобных планах уже ходили и впервые появились в прессе на страницах газеты Sunday Times.

Сказать, что главная заслуга Николаса Сероты состоит в том, что за время его руководства он преобразовал Тейт, открыв в 2000 году Тейт Модерн, а еще раньше, в 1993 году, — Тейт в Сент-Айвз, — значит не сказать практически ничего. Вскоре после прихода Сероты из лондонской галереи Whitechapel в 1988 году также были открыты Тейт в Ливерпуле и крыло Клор нынешнего музея Тейт Бритен, в ту пору носившего название «галерея Тейт».

За время его работы коллекция значительно выросла в объеме, стала глубже и разнообразнее. В представленную в июле новую развеску Тейт Модерн включили перформативное искусство, фотографию и произведения художников не только из Европы и Северной Америки, но и из других регионов — еще 15 лет назад все это было бы невозможно.

Ежегодные заказы для просторного Турбинного зала, в число которых вошли такие яркие работы, как «Поле керамических семечек подсолнечника» Ай Вэйвэя, «Искусственное солнце» Олафура Элиассона (проект «Погода»), «Горки» Карстена Хеллера и «Шибболет» Дорис Сальседо — драматическая трещина в полу бывшей электростанции, не только пользовались успехом у публики, но и получили признание критиков. При ежегодной посещаемости, перевалившей за 5 млн человек, Тейт Модерн стал самым популярным в мире музеем современного искусства. Впрочем, посещаемость Тейт Бритен скорее разочаровывает.

Учитывая давнее стремление Николаса Сероты делать искусство более доступным не только в Лондоне, но и в регионах, его переход в Художественный совет Англии закономерен. При этом в ходе поездки в MIMA, Музей современного искусства Мидлсбро, Серота обронил, что порой мечтает о том, чтобы руководить маленьким музеем с первоклассной коллекцией и тесно сотрудничать с художниками.

Теперь, получив должность председателя Художественного совета Англии, он будет вынужден повременить с этой мечтой: ему предстоит поддерживать искусство в условиях бюджетных сокращений и выхода Соединенного Королевства из Европейского Союза. Но подобные задачи вряд ли поставят его в тупик. Виртуозный фандрайзер, Николас Серота добился того, что круг спонсоров Тейт стал не менее интернациональным, чем коллекция. Раз за разом ему удавалось убедить правительство — как лейбористов, так и консерваторов — увеличить базовое финансирование Тейт.

В июне Серота, которому в этом году исполнилось 70 лет, рассказал The Art Newspaper, что ему необходимо собрать еще £30 млн от общей стоимости нового проекта Тейт Модерн в £260 млн и что таким масштабным расширениям нужно время на «полную отладку». Тогда он говорил, что вопрос о его уходе «еще не решен окончательно». Серота сказал: «Когда я уйду, сама по себе роль не изменится. Попечители твердо намерены назначить директором человека с кураторским опытом, который будет поддерживать присущий этому учреждению дух общественного служения, а не просто руководить им».

«За последние 30 лет отношение публики к изобразительному искусству в стране изменилось радикально, — говорится в официальном заявлении Сероты. — Тейт гордится тем, что наряду с другими национальными и региональными музеями и новыми галереями по всей стране внес свой вклад в эти перемены».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+