Амстердамский Рейксмузеум представит 34 неизвестных прежде рисунка голландского пейзажиста Франса Поста (1612–1680), изображающих животных Бразилии и дающих потрясающую возможность взглянуть на фауну Нового Света 1630-х годов. Они хранились в датированном 1677 годом альбоме, который был передан в Архив Северной Голландии в Харлеме в 1888 году. Значение этих рисунков много лет ускользало от внимания специалистов, пока нынешний архивариус Александер де Брейн не приступил к инвентаризации коллекции. Заинтригованный высоким качеством работ, он начал расследование.
Франс Пост знаменит своими полотнами с изображением видов Бразилии. Из них лишь несколько были написаны непосредственно во время его поездки туда в 1637–1644 годах, большая же часть была закончена по возвращении в Нидерланды. Харлемский альбом свидетельствует в пользу того, что сюжеты этих картин скорее взяты из реальности, чем придуманы художником. Джейн Тернер, редактор издания Masters Drawings (в сентябрьском номере которого выйдет исследование де Брейна), называет этот альбом «по-настоящему сенсационной находкой».
Когда де Брейн обнаружил 24 неподписанных цветных рисунка, выполненных гуашью и акварелью, и 10 карандашных набросков, встал вопрос авторства. Имя Франса Поста приходило на ум в первую очередь, однако сохранившихся рисунков его руки, с которыми можно было бы сравнить найденные в архиве произведения, нет, а кроме того, в Бразилии в то время работали и другие художники.
К числу ключевых доказательств относятся изображения крупного южноамериканского грызуна под названием капибара. Капибара фигурирует на выполненной маслом картине Поста с видом бразильской реки Сан-Франсиску (1639, Лувр). Животное изображено точно так же, как на рисунке из харлемского альбома, за исключением одной детали. На подготовительном рисунке на шее животного присутствует ошейник, свидетельствующий о том, что оно изображено в неволе. Это доказывает, что рисунок делался не с картины, а на этапе подготовки к созданному позднее полотну.
В альбом также вошли изображения ламы, цепкохвостого дикобраза и белобрюхого опоссума. Рисунки снабжены сопроводительным текстом, где говорится в основном о миловидности животных и об их съедобности для человека. Синеносая обезьяна характеризуется как «крайне свирепая и злобная», в то время как макака «очень добра и дружелюбна». Шестипоясный броненосец «съедобен, на вкус напоминает курицу».
По словами де Брейна, эти подготовительные рисунки стали «недостающим звеном между семилетним путешествием Поста и работами, выполненными после его возвращения в Харлем». Недавно обнаруженные этюды будут представлены в Рейксмузеуме на выставке под названием «Франс Пост. Животные Бразилии» (7 октября — 8 января).