18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Рейксмузеум покажет «по-настоящему сенсационную находку» — рисунки бразильских животных Франса Поста

В комментариях голландского пейзажиста шестипоясный броненосец описывается как «съедобный, на вкус напоминающий курицу»

Амстердамский Рейксмузеум представит 34 неизвестных прежде рисунка голландского пейзажиста Франса Поста (1612–1680), изображающих животных Бразилии и дающих потрясающую возможность взглянуть на фауну Нового Света 1630-х годов. Они хранились в датированном 1677 годом альбоме, который был передан в Архив Северной Голландии в Харлеме в 1888 году. Значение этих рисунков много лет ускользало от внимания специалистов, пока нынешний архивариус Александер де Брейн не приступил к инвентаризации коллекции. Заинтригованный высоким качеством работ, он начал расследование.

Франс Пост знаменит своими полотнами с изображением видов Бразилии. Из них лишь несколько были написаны непосредственно во время его поездки туда в 1637–1644 годах, большая же часть была закончена по возвращении в Нидерланды. Харлемский альбом свидетельствует в пользу того, что сюжеты этих картин скорее взяты из реальности, чем придуманы художником. Джейн Тернер, редактор издания Masters Drawings (в сентябрьском номере которого выйдет исследование де Брейна), называет этот альбом «по-настоящему сенсационной находкой».

Когда де Брейн обнаружил 24 неподписанных цветных рисунка, выполненных гуашью и акварелью, и 10 карандашных набросков, встал вопрос авторства. Имя Франса Поста приходило на ум в первую очередь, однако сохранившихся рисунков его руки, с которыми можно было бы сравнить найденные в архиве произведения, нет, а кроме того, в Бразилии в то время работали и другие художники.

К числу ключевых доказательств относятся изображения крупного южноамериканского грызуна под названием капибара. Капибара фигурирует на выполненной маслом картине Поста с видом бразильской реки Сан-Франсиску (1639, Лувр). Животное изображено точно так же, как на рисунке из харлемского альбома, за исключением одной детали. На подготовительном рисунке на шее животного присутствует ошейник, свидетельствующий о том, что оно изображено в неволе. Это доказывает, что рисунок делался не с картины, а на этапе подготовки к созданному позднее полотну.

В альбом также вошли изображения ламы, цепкохвостого дикобраза и белобрюхого опоссума. Рисунки снабжены сопроводительным текстом, где говорится в основном о миловидности животных и об их съедобности для человека. Синеносая обезьяна характеризуется как «крайне свирепая и злобная», в то время как макака «очень добра и дружелюбна». Шестипоясный броненосец «съедобен, на вкус напоминает курицу».

По словами де Брейна, эти подготовительные рисунки стали «недостающим звеном между семилетним путешествием Поста и работами, выполненными после его возвращения в Харлем». Недавно обнаруженные этюды будут представлены в Рейксмузеуме на выставке под названием «Франс Пост. Животные Бразилии» (7 октября — 8 января).

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+