18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ричард Серра настаивает на праве изменять собственные работы

Независимый куратор Магдалена Дабровски рассказала, что американский художник, скульптор-минималист Ричард Серра грозится снять одну из своих работ с экспозиции в коллекции Эли и Эдит Брод, если ему не позволят переработать рисунок. Выступая перед юристами и экспертами, она заявила, что историческая правда страдает из-за Закона о правах деятелей изобразительных искусств (Visual Artists Rights Act, VARA), который дает художникам «моральное право» отказываться от своих работ и препятствовать их изменению сторонними лицами. В 2011 году Дабровски организовала выставку рисунков Серры в нью-йоркском Метрополитен-музее. Специально для этой выставки художник заново переработал и переосмыслил несколько своих ранних произведений, пострадавших от времени и находившихся в плохой сохранности.

Музей указал на подписях к этим рисункам две даты — старую и новую. Однако Серра считает, что посетителям не важно, какая версия находится перед ними. «Я все равно создаю ауру анонимности, а не оригинальности, — сказал Серра. — Так что различие в датировке совершенно не имеет значения. Мои полотна анонимны, насколько это возможно». Художник добавляет, что рисунки, которые он переработал, были его собственностью, а старые версии он уничтожил. Незадолго до открытия выставки Серра также подверг коренной переработке графическую работу Американское правительство уничтожает искусство, которая находится в собрании Эли и Эдит Брод. Художник настаивает на том, чтобы датировать произведение 1989 годом, когда оно было создано. «Серра говорит, что замысел работы появился в 1989 году, а значит, произведение всецело принадлежит тому времени. Его моральное право дало ему возможность настаивать на этой датировке вопреки историческим фактам», — говорит Дабровски.

«Рисунок пострадал от времени, но  Серра списал это на проблемы неудачного хранения, — добавляет куратор. — Я спросила его, надо ли после доработки указывать двойную датировку, но он отказался, поскольку  концепция работы не изменилась». По ее словам, художник пригрозил снять работу с выставки и изъять ее из собрания владельцев, если ему не если ему не будет позволено отреставрировать ее так, как он считает нужным. Серра отрицает, что он хотел забрать работу из коллекции семьи Брод. «Если картина повреждена, «Если картина повреждена, а клиент согласен на реставрацию, я беру на себя этот труд», — говорит он. Мы поинтересовались у Серра, пытался ли он изымать картины у владельцев. «Я таких случаев не помню, я никогда этого не делал, — ответил художник. — Если произведение испорчено и при этом его можно восстановить, я пытаюсь это сделать. На мне лежит ответственность за то, чтобы мои работы продолжали свое существование в том виде, в каком я хочу». Эли и Эдит Брод отказались давать комментарии.

«Историк искусства следит за фактами и обобщает их, — говорит бывший сотрудник одного крупного музея. — Но иногда решения принимают попечители, кураторы и художники, и искусствоведы даже могут о них не знать». Вопрос о том, насколько художник вправе контролировать судьбу своей картины, так и остается открытым.

Что гарантирует Закон о правах деятелей визуальных искусств

Такие художники, как Серра, могут контролировать сохранность и состояние произведения, даже если им владеет ктото другой. Это возможно благодаря моральному праву, которое гарантирует авторам Закон о правах деятелей изобразительных искусств (VARA), принятый в Америке в 1990 году. В соответствии с ним у художников есть два вида прав. Право атрибуции позволяет им отказаться от работы, которая была испорчена или изменена, а право целостности — предотвратить внесение изменений в работу даже в том случае, если она была продана третьей стороне. Закон не касается изменений, произошедших от времени, обусловленных материалом, особенностями хранения, освещения или размещения.

Как и почему художники отрекаются от своих работ

Кэди Ноланд

Недавно в нью-йоркском суде рассматривалось дело, связанное с вопросом о моральных правах. Аукцион Sotheby’s вынужден был снять с торгов работу Ковбои доят (1990), выполненную Кэди Ноланд. Художница лично потребовала отозвать с продаж картину, выставленную на аукцион Марком Жанку. Ссылаясь на VARA, художница приняла такое решение после того, как увидела, что у ее работы деформированы углы и картина подверглась реставрации. В ноябре Верховный суд штата Нью-Йорк освободил Sotheby’s от участия в деле, поскольку условия контракта позволяют ему снять с торгов любую картину. Тяжба продолжается до сих пор. Жанку требуетвозмещения ущерба в размере $6 млн (за день до того, как на аукцион должны были быть выставлены Ковбои, другая работа Ноланд была продана за рекордные $6,6 млн). Кроме того, он настаивает на штрафных санкциях в размере $20 млн.

Дэвид Смит

До появления VARA художники могли рассчитывать только на внимание прессы. Когда владелец перекрасил произведение Дэвида Смита 17 букв h (1950) в другой цвет, художник публично открестился от него. «Я заявляю, что это не моя оригинальная работа. Я объявляю, что ее стоимость теперь равна стоимости 25 кг металлолома», — написал Смит в журнале Artnews в 1960 году.

Карл Андре

В художественном мире до сих пор вспоминают, как Карл Андре вел переговоры о переделке напольной скульптуры из свинца. Ребенок дотронулся до произведения, стоявшего в музее, и после этого лизнул палец. Поскольку свинец токсичен, мать подала в суд. Музей стал обсуждать с художником, можно ли изготовить новую версию скульптуры из нетоксичного материала. Андре воспринял идею с радостью, сказав, что ему всегда хотелось сделать эту работу из серебра высшей пробы. Правда, в конце концов музей отказался от переделки, заявив, что исходный материал важен для восприятия произведения, и ограничился табличкой с предупреждением.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+