Малевич в Русском музее, современное японское искусство в Эрмитаже, типовое жилье от голландцев — в этот раз большинство интересных выставок случилось в Санкт-Петербурге.
Государственный Русский музей не мог обойти вниманием 100-летие премьеры кубофутуристической оперы Матюшина, Крученых, Хлебникова и Малевича «Победа над Солнцем». Выставка в Русском музее называется «Казимир Малевич. До и после квадрата». Автор идеи и куратор выставки Евгения Петрова предложила «прочесть» Малевича в контексте его времени: от ранних символистских произведений до поздних реалистических портретов. Показ «До и после квадрата» основан на законах театрального действия: завязка, кульминация, развязка. Завязка — символистский автопортрет 1907 года; это эскиз фрески явно религиозного содержания, где Малевич — новый Мессия, или пророк, или будетлянин. Он может позволить себе пародировать Эдуарда Мане в акварели «Отдых» («Общество в цилиндрах») с писающим джентльменом в белом цилиндре. Кульминация — это, конечно, все материалы, связанные с постановкой «Победы над Солнцем».
Японская выставка «Мононо аварэ. Очарование вещей» продолжает серию показов молодого современного искусства проекта «Эрмитаж 20/21». Хотя современное искусство Японии у нас знают мало, музей решил уйти от показа с образовательным уклоном к не проверенным еще временем работам нового поколения художников, которые пришли после обретших мировую известность Такаси Мураками и Хироси Сугимото. Активно выставляться они стали недавно и пока неизвестны за пределами Японии. Они предпочитают исследовать природу простых материалов и вещей, больше сосредотачиваясь на процессе, чем на конечном результате.
Около 200 экспонатов, привезенных в Государственный Эрмитаж из архива Нового института в Роттердаме, среди которых уникальные чертежи и макеты, рисунки, фотографии и видео, охватывают всю послевоенную историю и практику голландской архитектуры. Выставка рассказывает о послевоенной реконструкции Нидерландов, затем о полемике с этим опытом в эпоху рыночного изобилия и о возвращении к нему в наши дни, во времена кризиса. Связи с российским контекстом, неожиданные параллели в строительстве в двух странах постоянно сопровождают зрителя. Непрерывность традиции модернистского градостроения, а главное — иной характер ее отношения к жителю (человеку, а не абстрактной человеко-единице) позволил голландцам создать типовое жилье, несравнимое по качеству с нашими «хрущевками», хотя и произрастающее из одного корня.
Второго декабря в ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка собрания музея MAGMA (Museum of Avant-Garde Mаstery), созданного предпринимателем и общественным деятелем Вячеславом Кантором на базе его коллекции художников-евреев российского происхождения. Выставка «Отечество мое — в моей душе...» — первое явление отечественной публике коллекции Кантора, заочно известной громкими приобретениями. На выставке представлены работы крупнейших художников, таких как Валентин Серов, Марк Шагал и Илья Кабаков.