В Москве в Гостином Дворе начала работу ярмарка Cosmoscow, которая продлится до 11 сентября. Кроме основного проекта, в рамках которого представлено 38 галерей из России и других стран СНГ, США и Европы, устроители ярмарки подготовили в этом году обширную некоммерческую и образовательную программу. Ежегодной традицией стало также проведение на Cosmoscow благотворительного аукциона Off White в пользу фонда Натальи Водяновой «Обнаженные сердца».
Старт ярмарке был дан еще четверг 8 сентября, когда на пресс-конференции были объявлены победители Credit Suisse Cosmoscow Prize for Young Artists 2016. Швейцарский банк не только второй год подряд выступает стратегическим партнером ярмарки, но и учредил спонсорскую премию для молодых художников. Первыми лауреатами, выбранными авторитетным международным жюри, стали Анастасия Богомолова, Илья Долгов и Анастасия Кузьмина. Все трое получили грант в размере 3 тыс. швейцарских франков.
На закрытом предпоказе ярмарки в четверг вечером было необыкновенно многолюдно, тут можно было встретить профессионалов российской арт-индустрии Зураба и Василия Церетели, Терезу Мавику, Владимира Дубосарского, Екатерину Кибовскую, Алину Сапрыкину, Айдан Салахову, а также добрую часть московского бомонда, в том числе Ирину Хакамаду, Наталью Синдееву, Нику и Бориса Белоцерковских, Эвелину Хромченко, Александра Раппопорта, Вику Газинскую, Ксению Чилингарову и многих других. За музыкальное сопровождение вечера отвечал живой оркестр под управлением дирижера и диджея в одном лице All in Orchestra.
Работа ярмарки продолжилась в пятницу. Вдохновленные первыми продажами еще на превью, участники ждали покупателей к вечеру, а днем они вместе с посетителями отправились послушать лекцию куратора с мировым именем и блестящего арт-критика Франческо Бонами, который рассуждал о том, почему современное искусство все-таки искусство.
Вечером при поддержке Christie’s состоялся аукцион Off White. В этом году c молотка продавали фотографии как начинающих, так и именитых авторов, среди которых следует отметить Полину Канис, Лорана Шеера, Андрея Богуша, Федора Савинцева, Эрвина Олафа, AES+F и других. Все собранные средства пойдут на развитие программ фонда «Обнаженные сердца» по поддержке семей с детьми с нарушениями развития и строительство инклюзивных игровых зон.
Организаторы ярмарки уверяют, что в этом году им удалось собрать рекордное для Cosmoscow число галерей — почти четыре десятка, из них десять участвуют впервые. Из ветеранов отечественного арт-рынка на ярмарке представлены XL, «Риджина» и RuArts, например. К ним примкнул и основатель первого частного музея современного искусства в России коллекционер Игорь Маркин. На стенде его музея и аукциона Art4 предлагается приобрести живопись Владимира Вейсберга и Михаила Рогинского. «Современных классиков» можно найти и на стенде галереи «Здесь», которая участвует в ярмарке с рельефами, живописью и графическими работами художника Бориса Кочейшвили. Звезд международной фотографии Стива Шапиро и Грега Гормана представляет Галерея братьев Люмьер. Галерея Марины Гисич из Санкт-Петербурга на ярмарке показывает работы Кирилла Челушкина и Дмитрия Цыкалова. Галерея «11.12» представляет новые произведения Василия Слонова и Рината Волигамси, выполненные специально для Cosmoscow-2016. «Гридчинхолл» привезли работы Никиты Алексеева и Кати Царевой, а RuArts — Александра Захарова.
Что касается международного присутствия, то One Gallery с двойной пропиской в Нью-Йорке и Софии выставляет работы Айдан Салаховой, а Javier Lopez & Fer Frances из Мадрида — произведения Сары Моррис и американского художника KAWS.
Пожалуй, главный некоммерческий проект этого года — выставка «Глазами коллекционера», где представлены произведения известных художников Виктора Пивоварова, Джонатана Мезе, Виктора Вазарели, Джейка и Диноса Чепменов, Питера Хелли и многих других. Работы из частных собраний отобрала арт-консультант Ольга Ващилина. Общая стоимость экспонатов — около €1,5 млн.
Свои стенды есть и у партнеров ярмарки. Ювелирный дом Carrera y Carrera воссоздал свою первую мастерскую, которая появилась на улице Санта-Исабель в Мадриде 130 лет назад, а алкогольный бренд Beluga презентовал лимитированную серию декантеров для водки Beluga Epicure by Lalique, созданную в коллаборации с легендарным французским производителем хрусталя и ювелирных украшений Lalique.
Известно, что в первые полтора дня на стендах нескольких участников случились удачные продажи. Посмотрим, что будет в выходные.