18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новые музейные дворики в Москве: кино, выставки и концерты

Волна благоустройства московских общественных пространств захватила столичные музеи — их внутренние дворы все чаще превращаются в выставочные площадки с лекториями, кинотеатрами и зонами отдыха. Летом посетители Третьяковки на Крымском валу увидели новый облик музейного дворика, разработанный компанией SPEECH (вестибюль галереи делало арх-бюро ZolotoGroup): здесь поменяли брусчатку, отреставрировали мраморный фонтан и уже проводят концерты и целые фестивали. Перед зданием ЦДХ, делящим здание с ГТГ, появилась интерактивная площадка для проведения временных выставок, лекций, концертов.

В Музее Москвы внутренний двор давно стал визитной карточкой — последние годы в нем регулярно работают городские фестивали уличной еды, блошиные рынки и уличные выставки. Этим летом здесь разместились экспозиция, приуроченная 75-летию "Окон ТАСС", и выставка молодых московских художников из сообщества Art.Who.Art. «Для создания концептуального пространства мы пригласили молодых архитекторов — Тамару Мурадову и архитектурное бюро «Новые». Последние, в 2014 году победили в номинации «Лучшая экспозиция» на фестивале «АрхМосква» с проектом нашей летней площадки», — говорит директор Музея Москвы Алина Сапрыкина.

В Московском музее современного искусства две площадки из четырех – на Петровке, 25 и на Гоголевском бульваре, 10 - имеют закрытые дворы, которые одновременно используются как экспозиционное пространство, project space и зона отдыха. «Сейчас они эти участвуют в отдельных ежегодных акциях, типа «Ночи музеев», концертных и перформативных программ», — рассказал TANR заместитель директора ММОМА Алексей Новоселов. Активнее других музей планирует развивать зону двора на Гоголевском бульваре: в следующем году по этому адресу обоснуется школа современного искусства «Свободные мастерские».

Музею архитектуры с 1946 года принадлежит Усадьба Талызиных, построенная на рубеже XVII-XIX веков. По проекту бюро «Народный архитектор» несколько лет назад двор усадьбы преобразовали в экспозицию фондовой скульптуры под открытым небом. Одна из композиций — стеллаж с фрагментами чугунного литья Триумфальной арки (бюро Fast) — демонстрирует подлинные фрагменты чугунного литья, украшавшего Триумфальную арку Осипа Бове. Дворик Музея архитектуры используется для различных мероприятий, осложненных строительными работами по реновации Флигеля «Руина». Чтобы скрыть строительство, сотрудники музея вместе со Школой дизайна НИУ Высшей школой экономики запустили арт-проект «Искусство сокрытия». Частью его стал конкурс «Ширма-2016»: студентам предложили создать временные конструкции, закрывающие строительный забор. Из 22 заявок победил проект студентки Школы дизайна ВШЭ Анастасии Посохиной Аrchzabor — забор в виде грифельной доски, на которой можно рисовать мелками. «После завершения стройки в конце года его придется передать, — говорит директор Музея архитектуры Ирина Коробьина. — Но «искусство сокрытия» в музее будет продолжаться: ближе к зиме мы объявим еще один студенческий конкурс на создание оригинального архитектурно-дизайнерского проекта оформления скульптуры в музейном дворике, которую необходимо на зиму «сокрыть» под деревянными колпаками. А конкурс станем проводить среди студентов архитектурных и дизайнерских вузов России».

Возможно само понятие музейного двора изменится после масштабной реконструкции которую к 2023-му году готовит Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Автор концепции Ризосфера — московское архитектурное бюро «Проект „Меганом“» Юрия Григоряна. «Наш проект основан на одном простом тезисе: территория музея важнее, чем здания. Сейчас она чрезвычайно фрагментирована, надо превратить ее в единое пространство, открытое городу. Нужно избавиться от всех заборов и перекрытий, за исключением исторических оград, связать раздробленные куски в осмысленное полотно», — рассказал TANR Юрий Григорян. Тогда музейный двор превратится в нечто среднее между парком и галереей искусств: помимо зоны отдыха, здесь появятся уличные скульптуры и временные арт-объекты..

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+