Волна благоустройства московских общественных пространств захватила столичные музеи — их внутренние дворы все чаще превращаются в выставочные площадки с лекториями, кинотеатрами и зонами отдыха. Летом посетители Третьяковки на Крымском валу увидели новый облик музейного дворика, разработанный компанией SPEECH (вестибюль галереи делало арх-бюро ZolotoGroup): здесь поменяли брусчатку, отреставрировали мраморный фонтан и уже проводят концерты и целые фестивали. Перед зданием ЦДХ, делящим здание с ГТГ, появилась интерактивная площадка для проведения временных выставок, лекций, концертов.
В Музее Москвы внутренний двор давно стал визитной карточкой — последние годы в нем регулярно работают городские фестивали уличной еды, блошиные рынки и уличные выставки. Этим летом здесь разместились экспозиция, приуроченная 75-летию "Окон ТАСС", и выставка молодых московских художников из сообщества Art.Who.Art. «Для создания концептуального пространства мы пригласили молодых архитекторов — Тамару Мурадову и архитектурное бюро «Новые». Последние, в 2014 году победили в номинации «Лучшая экспозиция» на фестивале «АрхМосква» с проектом нашей летней площадки», — говорит директор Музея Москвы Алина Сапрыкина.
В Московском музее современного искусства две площадки из четырех – на Петровке, 25 и на Гоголевском бульваре, 10 - имеют закрытые дворы, которые одновременно используются как экспозиционное пространство, project space и зона отдыха. «Сейчас они эти участвуют в отдельных ежегодных акциях, типа «Ночи музеев», концертных и перформативных программ», — рассказал TANR заместитель директора ММОМА Алексей Новоселов. Активнее других музей планирует развивать зону двора на Гоголевском бульваре: в следующем году по этому адресу обоснуется школа современного искусства «Свободные мастерские».
Музею архитектуры с 1946 года принадлежит Усадьба Талызиных, построенная на рубеже XVII-XIX веков. По проекту бюро «Народный архитектор» несколько лет назад двор усадьбы преобразовали в экспозицию фондовой скульптуры под открытым небом. Одна из композиций — стеллаж с фрагментами чугунного литья Триумфальной арки (бюро Fast) — демонстрирует подлинные фрагменты чугунного литья, украшавшего Триумфальную арку Осипа Бове. Дворик Музея архитектуры используется для различных мероприятий, осложненных строительными работами по реновации Флигеля «Руина». Чтобы скрыть строительство, сотрудники музея вместе со Школой дизайна НИУ Высшей школой экономики запустили арт-проект «Искусство сокрытия». Частью его стал конкурс «Ширма-2016»: студентам предложили создать временные конструкции, закрывающие строительный забор. Из 22 заявок победил проект студентки Школы дизайна ВШЭ Анастасии Посохиной Аrchzabor — забор в виде грифельной доски, на которой можно рисовать мелками. «После завершения стройки в конце года его придется передать, — говорит директор Музея архитектуры Ирина Коробьина. — Но «искусство сокрытия» в музее будет продолжаться: ближе к зиме мы объявим еще один студенческий конкурс на создание оригинального архитектурно-дизайнерского проекта оформления скульптуры в музейном дворике, которую необходимо на зиму «сокрыть» под деревянными колпаками. А конкурс станем проводить среди студентов архитектурных и дизайнерских вузов России».
Возможно само понятие музейного двора изменится после масштабной реконструкции которую к 2023-му году готовит Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Автор концепции Ризосфера — московское архитектурное бюро «Проект „Меганом“» Юрия Григоряна. «Наш проект основан на одном простом тезисе: территория музея важнее, чем здания. Сейчас она чрезвычайно фрагментирована, надо превратить ее в единое пространство, открытое городу. Нужно избавиться от всех заборов и перекрытий, за исключением исторических оград, связать раздробленные куски в осмысленное полотно», — рассказал TANR Юрий Григорян. Тогда музейный двор превратится в нечто среднее между парком и галереей искусств: помимо зоны отдыха, здесь появятся уличные скульптуры и временные арт-объекты..