18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В чрезвычайных ситуациях сохраняйте спокойствие и культурные ценности

№46
Материал из газеты

Ведущие мировые реставраторы делятся стратегиями выживания в условиях природных катастроф, финансового коллапса и политической нестабильности: как уберечь памятники культуры и искусства

Тема конференции в Монреале, организованной Американским институтом консервации исторических и художественных произведений (AIC) и Канадской ассоциацией реставрации культурного достояния (CAC), оказалась донельзя актуальной. Конференцию приурочили к 50-летию флорентийского наводнения 1966 года, сыгравшего поворотную роль в развитии мировой реставрации. И хотя на ней прозвучал ряд докладов, связанных непосредственно с событиями 1966 года, главные выступления все же были посвящены природным и антропогенным катастрофам, инновационным методам работы с использованием передовых технологий, а также обновлению планов действий в чрезвычайных ситуациях. Некоторые из форс-мажоров рассматривались детально.

Пожар

Здание Школы искусств Глазго, названное по имени спроектировавшего его Чарльза Ренни Макинтоша, загорелось в мае 2014 года. Сильнее всего пострадали библиотека, олицетворявшая собой понятие «тотальной архитектуры» в планировке, меблировке и освещении, созданных по проекту Макинтоша, и хранившаяся в ней коллекция. По словам руководителя проекта по восстановлению архивов и коллекций Полли Кристи, архив с его 435 погонными метрами архитектурной документации и 12 погонными метрами фотографий занимает «центральное место в реставрационных работах». Руководитель проекта по реставрации здания Макинтоша Сара Маккинон рассказала о том, что «отправной точкой, позволившей увидеть, как строение сместилось и осело», стали результаты его цифрового сканирования, проводившегося до и после пожара. Оригинальное освещение библиотеки восстановят с использованием фрагментов, обнаруженных в ходе археолого-криминалистических раскопок.

Справка

Форс-мажоры по-русски

Представителей России на конференции в Монреале не было. Однако наши специалисты могли бы поучаствовать в секции, посвященной ПОЖАРАМ, с докладом о восстановлении Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря после пожара в июле 2010 года. Обновленные и заново отстроенные реставрационные мастерские открылись уже в начале 2015 года.

НАВОДНЕНИЯ в основном угрожают Санкт-Петербургу и его музеям. По оценкам экспертов, при катастрофическом наводнении ущерб только для Государственного Эрмитажа может превысить 200 млрд руб. Эрмитажные здания, расположенные у самой Невы, в последний раз страдали от стихии в 1999 году. Тогда вода поднялась на 2,6 м и проникла в подвальные помещения Эрмитажа через Шуваловский проезд. Для защиты города был построен Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга, сданный в эксплуатацию пять лет назад, в 2011 году. За это время КЗС спас город от стихийного бедствия 13 раз.

Еще…

Ураган

Прошло около четырех лет с тех пор, как ураган «Сэнди» затопил Нижний Манхэттен. В число множества пострадавших от стихии арт-институций входит Eyebeam — студия искусств и технологий, располагавшаяся в Челси. Половина из 3 тыс. единиц хранения в ее коллекции произведений, созданных в цифровых техниках, оказались под метровым слоем соленой воды. Старший консультант консалтинговой фирмы AVPreserve Кара ван Малссен, помогавшая вести восстановительные работы, поделилась своими выводами: важно оперативно поддерживать связь с местными властями; принимать трудные решения заранее; внедрять подготовку к чрезвычайным ситуациям в основы работы своей организации. Малссен подчеркнула необходимость переходить на новые аудиовизуальные носители, подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях может стать стимулом в этом процессе.

Банкротство

Опыт работы со спасенными из наводнения 1966 года сокровищами Флоренции давал Барбаре Хеллер, директору Детройтского института искусств (DIA), уверенность в том, что она готова к любым трудностям. Но ничто не смогло подготовить ее к «стрессу и неопределенности», вызванным тем, что владелец музея — муниципалитет Детройта, имея задолженность в $7 млрд, в 2013 году объявил город банкротом. Нанятый городскими властями кризисный менеджер попросил аукционный дом Christie’s провести оценку коллекции DIA, чтобы установить, сколько могла бы принести распродажа ее части. Хеллер подробно изучила коллекцию, выявляя произведения, переданные музею в дар, а потому не подлежащие продаже.

Землетрясение

Восстановительным работам после разрушительного 7,8-балльного землетрясения в Непале в апреле 2015 года был посвящен доклад специалиста Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей Апарны Тандон. В числе трудностей, с которыми приходится сталкиваться в подобных ситуациях, главными она назвала политическую нестабильность, бюрократию и недостаток средств на восстановление. Архивариус новозеландской Художественной галереи Крайстчерча Джина Айриш рассказала об опыте своего музея по восстановлению после 6,3-балльного землетрясения в феврале 2011 года, когда погибло 185 человек и часть города буквально сровняло с землей. Айриш продемонстрировала запись с камер видеонаблюдения музея, на которой видно, как разбиваются скульптуры, ходят ходуном ящики в хранилище и дети, подготовленные школьными уроками по технике безопасности во время землетрясения, бросаются на пол. Среди прочего случившееся научило ее тому, что удачные решения можно подсмотреть в самых неожиданных местах (например, как крепить экспонаты на стеллажах — в крупных супермаркетах). Новозеландский музей вновь открылся в конце 2015 года.

Война

Брайан Дэниелс из Центра по сохранению культурного наследия Пенн при музее Пенсильванского университета рассказал о принципе общинной археологии и необходимости поддерживать связи с местными защитниками культурного наследия. Инициатива по охране наследия Сирии и Ирака Shosi родилась из этой идеи и предполагает в том числе обучение музейщиков двух стран подготовке экспонатов к эвакуации и защите нетранспортабельных артефактов. В частности, Shosi оказала помощь сирийскому Музею мозаики в Мааррет-эн-Нуумане, где хранится много мозаик на бетонной основе. Их поверхность покрыли водорастворимым клеем, а затем слоем ткани. После этого их заложили мешками с песком. В июне 2015-го, когда в музей попала бочковая бомба, мозаики почти не пострадали. Иногда помехой в деле защиты культурного наследия может стать геополитика, как в случае с церковью Святого Симеона Столпника в Сирии, в мае подвергшейся бомбардировке.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+