Тема конференции в Монреале, организованной Американским институтом консервации исторических и художественных произведений (AIC) и Канадской ассоциацией реставрации культурного достояния (CAC), оказалась донельзя актуальной. Конференцию приурочили к 50-летию флорентийского наводнения 1966 года, сыгравшего поворотную роль в развитии мировой реставрации. И хотя на ней прозвучал ряд докладов, связанных непосредственно с событиями 1966 года, главные выступления все же были посвящены природным и антропогенным катастрофам, инновационным методам работы с использованием передовых технологий, а также обновлению планов действий в чрезвычайных ситуациях. Некоторые из форс-мажоров рассматривались детально.
Здание Школы искусств Глазго, названное по имени спроектировавшего его Чарльза Ренни Макинтоша, загорелось в мае 2014 года. Сильнее всего пострадали библиотека, олицетворявшая собой понятие «тотальной архитектуры» в планировке, меблировке и освещении, созданных по проекту Макинтоша, и хранившаяся в ней коллекция. По словам руководителя проекта по восстановлению архивов и коллекций Полли Кристи, архив с его 435 погонными метрами архитектурной документации и 12 погонными метрами фотографий занимает «центральное место в реставрационных работах». Руководитель проекта по реставрации здания Макинтоша Сара Маккинон рассказала о том, что «отправной точкой, позволившей увидеть, как строение сместилось и осело», стали результаты его цифрового сканирования, проводившегося до и после пожара. Оригинальное освещение библиотеки восстановят с использованием фрагментов, обнаруженных в ходе археолого-криминалистических раскопок.
Форс-мажоры по-русски
Представителей России на конференции в Монреале не было. Однако наши специалисты могли бы поучаствовать в секции, посвященной ПОЖАРАМ, с докладом о восстановлении Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря после пожара в июле 2010 года. Обновленные и заново отстроенные реставрационные мастерские открылись уже в начале 2015 года.
НАВОДНЕНИЯ в основном угрожают Санкт-Петербургу и его музеям. По оценкам экспертов, при катастрофическом наводнении ущерб только для Государственного Эрмитажа может превысить 200 млрд руб. Эрмитажные здания, расположенные у самой Невы, в последний раз страдали от стихии в 1999 году. Тогда вода поднялась на 2,6 м и проникла в подвальные помещения Эрмитажа через Шуваловский проезд. Для защиты города был построен Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга, сданный в эксплуатацию пять лет назад, в 2011 году. За это время КЗС спас город от стихийного бедствия 13 раз.
Прошло около четырех лет с тех пор, как ураган «Сэнди» затопил Нижний Манхэттен. В число множества пострадавших от стихии арт-институций входит Eyebeam — студия искусств и технологий, располагавшаяся в Челси. Половина из 3 тыс. единиц хранения в ее коллекции произведений, созданных в цифровых техниках, оказались под метровым слоем соленой воды. Старший консультант консалтинговой фирмы AVPreserve Кара ван Малссен, помогавшая вести восстановительные работы, поделилась своими выводами: важно оперативно поддерживать связь с местными властями; принимать трудные решения заранее; внедрять подготовку к чрезвычайным ситуациям в основы работы своей организации. Малссен подчеркнула необходимость переходить на новые аудиовизуальные носители, подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях может стать стимулом в этом процессе.
Опыт работы со спасенными из наводнения 1966 года сокровищами Флоренции давал Барбаре Хеллер, директору Детройтского института искусств (DIA), уверенность в том, что она готова к любым трудностям. Но ничто не смогло подготовить ее к «стрессу и неопределенности», вызванным тем, что владелец музея — муниципалитет Детройта, имея задолженность в $7 млрд, в 2013 году объявил город банкротом. Нанятый городскими властями кризисный менеджер попросил аукционный дом Christie’s провести оценку коллекции DIA, чтобы установить, сколько могла бы принести распродажа ее части. Хеллер подробно изучила коллекцию, выявляя произведения, переданные музею в дар, а потому не подлежащие продаже.
Восстановительным работам после разрушительного 7,8-балльного землетрясения в Непале в апреле 2015 года был посвящен доклад специалиста Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей Апарны Тандон. В числе трудностей, с которыми приходится сталкиваться в подобных ситуациях, главными она назвала политическую нестабильность, бюрократию и недостаток средств на восстановление. Архивариус новозеландской Художественной галереи Крайстчерча Джина Айриш рассказала об опыте своего музея по восстановлению после 6,3-балльного землетрясения в феврале 2011 года, когда погибло 185 человек и часть города буквально сровняло с землей. Айриш продемонстрировала запись с камер видеонаблюдения музея, на которой видно, как разбиваются скульптуры, ходят ходуном ящики в хранилище и дети, подготовленные школьными уроками по технике безопасности во время землетрясения, бросаются на пол. Среди прочего случившееся научило ее тому, что удачные решения можно подсмотреть в самых неожиданных местах (например, как крепить экспонаты на стеллажах — в крупных супермаркетах). Новозеландский музей вновь открылся в конце 2015 года.
Брайан Дэниелс из Центра по сохранению культурного наследия Пенн при музее Пенсильванского университета рассказал о принципе общинной археологии и необходимости поддерживать связи с местными защитниками культурного наследия. Инициатива по охране наследия Сирии и Ирака Shosi родилась из этой идеи и предполагает в том числе обучение музейщиков двух стран подготовке экспонатов к эвакуации и защите нетранспортабельных артефактов. В частности, Shosi оказала помощь сирийскому Музею мозаики в Мааррет-эн-Нуумане, где хранится много мозаик на бетонной основе. Их поверхность покрыли водорастворимым клеем, а затем слоем ткани. После этого их заложили мешками с песком. В июне 2015-го, когда в музей попала бочковая бомба, мозаики почти не пострадали. Иногда помехой в деле защиты культурного наследия может стать геополитика, как в случае с церковью Святого Симеона Столпника в Сирии, в мае подвергшейся бомбардировке.