18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Самый дорогой из ныне живущих азиатских художников — в петербургском Манеже

В течение двух недель с 13 сентября петербургский выставочный зал «Манеж» целиком отдан китайской живописи в традиционном стиле гохуа. Экспозиция современного художника Цуй Жучжо «Мерцание гладкой яшмы» включает более 200 его работ за последние пять лет.

Родившийся в 1944 году Цуй Жучжо в настоящее время один из самых успешных китайских художников традиционного направления. После того как в прошлом году его работа «Большой заснеженный гористый пейзаж в Цзяннане»  (2013) — восемь листов размером 3х1,5 м каждый — была продана на аукционе в Гонконге за $40 млн, Цуй Жучжо превратился в самого дорогого из ныне живущих азиатских авторов. О художнике, который ранее был мало известен за пределами Китая, заговорили в мире. Популярность и высокие цены аукционных продаж обеспечиваются исключительно азиатским регионом. «Чем сильнее китайская экономика, тем больше моих работ продается», — заявил однажды Цуй Жучжо в интервью. Главный для художника жанр — пейзаж, а поражающие воображение большие размеры не редкость в его творчестве.

В Китае выполненные тушью в традиционном стиле современные работы популярны в качестве подношений официальным лицам и корпорациям. Гохуа, что в переводе означает «наша живопись», — влиятельное направление китайской живописи тушью по рисовой бумаге. Расцвет гохуа как искусства реалистического и индивидуалистического в противовес средневековой условной манере изображения случился на рубеже XIX–ХХ веков. Последние 100 лет гохуа, чья техника продолжает традиции китайского искусства III века до н.э., по-разному взаимодействовало с искусством западным — от французского импрессионизма до советского социалистического реализма. Но все же живопись гохуа сильна своими традициями и мало подвержена влиянию. Конечно, глаз европейца обнаружит на картинах Цуй Жучжо переклички с Джексоном Поллоком или Ансельмом Кифером. Но это сходство обманчиво, хотя на выставке есть работы, не только написанные кистью, но и созданные непосредственно руками: таков один из вариантов живописной техники в гохуа.

Инициатором выставки «Мерцание гладкой яшмы» и ее куратором стал ректор петербургской Академии художеств Семен Михайловский, познакомившийся с художником в 2014 году на выставке Цуй Жучжо в Запретном городе Пекина. После Петербурга картины отправятся в московский Манеж: поддержку выставке оказали Дмитрий Ханкин и галерея «Триумф». То, что в данном случае Петербург задает тон, особо отметил выступивший на вернисаже глава городского управления культуры Константин Сухенко.

Цуй Жучжо в своей речи упомянул имена Репина, Серова, Сурикова. По его словам, мастера реалистической школы XIX века знакомы всякому китайскому художнику и высоко ценятся ими. Художник, проживший 15 лет в Америке, изъяснялся по-китайски, тем самым поддерживая традиционный и консервативный образ. Цуй Жучжо не стремится стать понятнее западной публике и признается, что для понимания его творчества надо прежде всего изучить китайское искусство. Действительно, живописные законы и образный строй гохуа сложно понять европейцу. Чтобы объяснить широкой публике значимость представленных работ, устроители выставки воспользовались рыночными критериями как самыми простыми. Эта выставка — зримое проявление закона больших чисел: если большие форматы и 200 произведений в экспозиции далеко не предел для Цуй Жучжо, то в восприятии европейского зрителя все они сливаются в один поэтичный пейзаж.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+