18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«КОЛЛЕКЦИЯ!» открылась в Центре Помпиду

Вечером 13 сентября у входа в Центр Помпиду собралась большая очередь, в которой можно было встретить художников Юрия Альберта, Вадима Захарова, Валерия Кошлякова и других представителей московской художественной сцены. Внутри, на четвертом этаже, куда вели многочисленные указатели, было еще больше знакомых лиц: художники, коллекционеры, директора старых и новых московских музеев, — герои 1970-х, 1980-х и 1990-х нечасто встречаются в рамках одного вернисажа.

«КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000: уникальный дар музею» — это дар Центру Помпиду от группы отечественных коллекционеров, собранных под эгидой Благотворительного фонда Владимира Потанина. Всего французский музей получил 357 работ, застрахованных на более €6 млн и дополняющих собрание русского авангарда, которым он уже обладает. Большинство из них было выкуплено фондом у владельцев, но и подарено было немало. В списке дарителей — более 40 имен, от частных коллекционеров до фондов: фонд Игоря Цуканова, владельцы фонда «Екатерина» Владимир и Екатерина Семенихины, основатель Музея русского импрессионизма Борис Минц, издатель TANR Инна Баженова, Николай Ильин, Ивета и Тамаз Манашеровы. Куратором экспозиции с русской стороны стала директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, и эта выставка во многом ее заслуга как посредника между Центром Помпиду и Фондом Потанина. «В этом году исполняется 20 лет Мультимедиа Арт Музею в Москве, также 2016-й в Центре Помпиду был объявлен „годом дарителя“, и за год мы нашли все эти работы, которые соответствовали бы уровню этого музея. Фонд Владимира Потанина взял на себя все расходы и сделал возможным этот исторический дар из лучших работ 65 русских художников, ранее неизвестных французскому зрителю», — сказала она.

Экспозиция построена по хронологическому принципу: от нонконформизма 1950-х до неоконцептуализма конца 1990-х. Познакомившись с живописью Юрия Злотникова, Оскара Рабина и Владимира Яковлева, зритель постепенно погружается в атмосферу абсурда и пересмешничества, которая была характерна для среды московского концептуализма. Особняком стоит соц-арт, придающий горькой иронии экспортную свежесть: скрещение советских образов с понятными капиталистическими символами. Затем — великое наследие петербургской сцены 1980-х с «пиратским телевидением», дрэг-перформансами Владислава Мамышева-Монро, Новой академией Тимура Новикова и безумными видео отца «некрореалистов» Евгения Юфита. В 2000-е годы, по мнению организаторов, российское искусство уже вошло в общемировой контекст, поэтому одна из целей выставки — показать развитие искусства за железным занавесом, чтобы облегчить западному зрителю понимание современных российских авторов.

Хоть выставка и носит подчеркнуто академический характер, здесь не обошлось без политических решений. Некоторые художники и объединения удостоились отдельных залов (например, группа «Мухомор», «Инспекция „Медицинская герменевтика“», Владимир Янкилевский). Другие представлены отдельными работами, как Михаил Рогинский, Валерий Кошляков или Оскар Рабин. Однако некоторых важных для московской художественной жизни фигур на этой выставке попросту не оказалось. Здесь есть Дмитрий Гутов и Олег Кулик, есть культовые группы «Перцы» и «Чемпионы мира», но отсутствуют группа «Радек» и художники круга Авдея Тер-Оганьяна — зато есть два зала, посвященные творчеству Дмитрия Пригова. Есть Борис Михайлов, но нет Сергея Браткова. Сложно отделаться от ощущения, что Анатолий Осмоловский, например, лично лишил себя возможности оказаться на этой выставке, после тог, как недавно в серии постов на своей странице в Facebook публично поссорился с Маратом Гельманом и Игорем Цукановым, и последний даже обещал лично позаботиться о том, чтобы работы Осмоловского не попали ни на одну выставку.

Одной из целей выставки «КОЛЛЕКЦИЯ!» заявлена интеграция творчества художников-эмигрантов, давно живущих в Париже, в общий контекст русского искусства. Возможно, поэтому композиция выставки и неожиданные акценты на творчестве Янкилевского, например, выглядят так непривычно. Но ведь эту выставку действительно можно назвать исторической: она впервые выстраивает прямые линии от нонконформистов к Новой академии, от соц-арта — к Олегу Кулику, от Бульдозерной выставки — к психоделическому реализму. Это новый, обобщенный взгляд на историю развития советского неофициального искусства, предполагающий преемственность поколений там, где были разрозненные группы преследуемых и загнанных художников.

Кажется, в этом контексте последовательная хронология выглядит немного искусственно. С этим мнением не согласился Василий Церетели, директор Московского музея современного искусства (ММОМА), который уверен, что кураторский взгляд оказался очень точным и выставка показала лучшее, что есть в отечественном искусстве. Однако, по его словам, в ММОМА «КОЛЛЕКЦИЮ!» вряд ли можно было бы показать: «Мы не показываем хронологические выставки». Сергей Мироненко, один из основателей группы «Мухомор», тоже не нашел ничего удивительного в хронологии, предложенной кураторами, и сказал, что считает Оскара Рабина своим старшим коллегой, несмотря на разный контекст создания их работ. Концептуалист Юрий Альберт признал выставку удавшейся: «Но, конечно, если бы сам ее делал, сделал бы немного по-другому».

По словам президента Благотворительного фонда Владимира Потанина Ларисы Зельковой, «если ты хочешь, чтобы твое искусство знали и любили, надо, чтобы были организации, которые это искусство поддерживают, покупают и продвигают. Мы бы хотели, чтобы современная Россия была интересна как художественный мир, чтобы мы были понятны и воспринимались как часть большого культурного пространства. Можно провести аналогию с бизнесом, где иногда делают первое частное размещение бумаг, перед тем как торговать ими на бирже, чтобы оценить интерес. Так вот, если хотите, эта выставка тоже призвана помочь коллекционерам и публике познакомиться с русским искусством, чтобы в дальнейшем они могли узнать его получше».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+