18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«КОЛЛЕКЦИЯ!» открылась в Центре Помпиду

Вечером 13 сентября у входа в Центр Помпиду собралась большая очередь, в которой можно было встретить художников Юрия Альберта, Вадима Захарова, Валерия Кошлякова и других представителей московской художественной сцены. Внутри, на четвертом этаже, куда вели многочисленные указатели, было еще больше знакомых лиц: художники, коллекционеры, директора старых и новых московских музеев, — герои 1970-х, 1980-х и 1990-х нечасто встречаются в рамках одного вернисажа.

«КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000: уникальный дар музею» — это дар Центру Помпиду от группы отечественных коллекционеров, собранных под эгидой Благотворительного фонда Владимира Потанина. Всего французский музей получил 357 работ, застрахованных на более €6 млн и дополняющих собрание русского авангарда, которым он уже обладает. Большинство из них было выкуплено фондом у владельцев, но и подарено было немало. В списке дарителей — более 40 имен, от частных коллекционеров до фондов: фонд Игоря Цуканова, владельцы фонда «Екатерина» Владимир и Екатерина Семенихины, основатель Музея русского импрессионизма Борис Минц, издатель TANR Инна Баженова, Николай Ильин, Ивета и Тамаз Манашеровы. Куратором экспозиции с русской стороны стала директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, и эта выставка во многом ее заслуга как посредника между Центром Помпиду и Фондом Потанина. «В этом году исполняется 20 лет Мультимедиа Арт Музею в Москве, также 2016-й в Центре Помпиду был объявлен „годом дарителя“, и за год мы нашли все эти работы, которые соответствовали бы уровню этого музея. Фонд Владимира Потанина взял на себя все расходы и сделал возможным этот исторический дар из лучших работ 65 русских художников, ранее неизвестных французскому зрителю», — сказала она.

Экспозиция построена по хронологическому принципу: от нонконформизма 1950-х до неоконцептуализма конца 1990-х. Познакомившись с живописью Юрия Злотникова, Оскара Рабина и Владимира Яковлева, зритель постепенно погружается в атмосферу абсурда и пересмешничества, которая была характерна для среды московского концептуализма. Особняком стоит соц-арт, придающий горькой иронии экспортную свежесть: скрещение советских образов с понятными капиталистическими символами. Затем — великое наследие петербургской сцены 1980-х с «пиратским телевидением», дрэг-перформансами Владислава Мамышева-Монро, Новой академией Тимура Новикова и безумными видео отца «некрореалистов» Евгения Юфита. В 2000-е годы, по мнению организаторов, российское искусство уже вошло в общемировой контекст, поэтому одна из целей выставки — показать развитие искусства за железным занавесом, чтобы облегчить западному зрителю понимание современных российских авторов.

Хоть выставка и носит подчеркнуто академический характер, здесь не обошлось без политических решений. Некоторые художники и объединения удостоились отдельных залов (например, группа «Мухомор», «Инспекция „Медицинская герменевтика“», Владимир Янкилевский). Другие представлены отдельными работами, как Михаил Рогинский, Валерий Кошляков или Оскар Рабин. Однако некоторых важных для московской художественной жизни фигур на этой выставке попросту не оказалось. Здесь есть Дмитрий Гутов и Олег Кулик, есть культовые группы «Перцы» и «Чемпионы мира», но отсутствуют группа «Радек» и художники круга Авдея Тер-Оганьяна — зато есть два зала, посвященные творчеству Дмитрия Пригова. Есть Борис Михайлов, но нет Сергея Браткова. Сложно отделаться от ощущения, что Анатолий Осмоловский, например, лично лишил себя возможности оказаться на этой выставке, после тог, как недавно в серии постов на своей странице в Facebook публично поссорился с Маратом Гельманом и Игорем Цукановым, и последний даже обещал лично позаботиться о том, чтобы работы Осмоловского не попали ни на одну выставку.

Одной из целей выставки «КОЛЛЕКЦИЯ!» заявлена интеграция творчества художников-эмигрантов, давно живущих в Париже, в общий контекст русского искусства. Возможно, поэтому композиция выставки и неожиданные акценты на творчестве Янкилевского, например, выглядят так непривычно. Но ведь эту выставку действительно можно назвать исторической: она впервые выстраивает прямые линии от нонконформистов к Новой академии, от соц-арта — к Олегу Кулику, от Бульдозерной выставки — к психоделическому реализму. Это новый, обобщенный взгляд на историю развития советского неофициального искусства, предполагающий преемственность поколений там, где были разрозненные группы преследуемых и загнанных художников.

Кажется, в этом контексте последовательная хронология выглядит немного искусственно. С этим мнением не согласился Василий Церетели, директор Московского музея современного искусства (ММОМА), который уверен, что кураторский взгляд оказался очень точным и выставка показала лучшее, что есть в отечественном искусстве. Однако, по его словам, в ММОМА «КОЛЛЕКЦИЮ!» вряд ли можно было бы показать: «Мы не показываем хронологические выставки». Сергей Мироненко, один из основателей группы «Мухомор», тоже не нашел ничего удивительного в хронологии, предложенной кураторами, и сказал, что считает Оскара Рабина своим старшим коллегой, несмотря на разный контекст создания их работ. Концептуалист Юрий Альберт признал выставку удавшейся: «Но, конечно, если бы сам ее делал, сделал бы немного по-другому».

По словам президента Благотворительного фонда Владимира Потанина Ларисы Зельковой, «если ты хочешь, чтобы твое искусство знали и любили, надо, чтобы были организации, которые это искусство поддерживают, покупают и продвигают. Мы бы хотели, чтобы современная Россия была интересна как художественный мир, чтобы мы были понятны и воспринимались как часть большого культурного пространства. Можно провести аналогию с бизнесом, где иногда делают первое частное размещение бумаг, перед тем как торговать ими на бирже, чтобы оценить интерес. Так вот, если хотите, эта выставка тоже призвана помочь коллекционерам и публике познакомиться с русским искусством, чтобы в дальнейшем они могли узнать его получше».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+