В Москве откроется выставка одного из самых загадочных художников ХХ века.
Ретроспективу Маурица Корнелиса Эшера (1898–1972), создателя фантастических миров с бесконечными лестницами, фракталами и ползущими ящерицами, в Москве покажут впервые. До этого единственная в России выставка знаменитого голландского графика проходила в Эрмитаже в 2003 году. Нынешнюю выставку курирует в Московском музее современного искусства, в рамках Года Нидерландов в России, доктор искусствоведения Андрей Толстой.
Возможно, в работах Эшера так много математических построений, потому что изначально он хотел стать архитектором. Графика Эшера с изображением невозможной реальности, пространственных парадоксов неевклидовой геометрии (Относительность, 1953) еще при жизни художника стали невероятно популярными.
Более 100 представленных в Москве произведений отразят три периода творчества Эшера. С самого начала художник, которого непреодолимо притягивали повторы и серии, выбрал именно графику, дававшую возможность тиражировать образы. После эта навязчивая страсть к повторам выльется в изображения фракталов, которые голландский художник стал изображать раньше, чем математики их открыли. На выставке можно будет увидеть и первую печатную книгу Эшера — иллюстрации к истории святого Франциска Ассизского.
Основная часть работ на выставке относится к так называемому итальянскому периоду Эшера (1922–1935). Поселившись в Италии и много путешествуя по Апеннинскому полуострову, Корсике и Мальте, художник рисовал пейзажи, растения и насекомых (Цитадель Кальви, Корсика, 1928). Но даже пейзажи у него выходили необычными: с головокружительными перспективами или фантастическими ракурсами.
Тогда же художник начал свои первые эксперименты с зеркалами и сферами (Рука с зеркальной сферой, 1935). Последний период творчества Эшера, когда он переехал в 1935 году в Швейцарию и Бельгию, а в 1941 году вернулся в Нидерланды, — это и есть те самые загадочные замки, бесконечные лестницы, таинственные круговороты вывернутого наизнанку движения, фантастические геометрические конструкции-сооружения, принесшие Эшеру мировую славу. Под влиянием открытий математики и психологии родилось и его Восхождение и спуск (1960), в основе которого — «лестницаПероуза», фигура, невозможная в трехмерном мире. То же самое касается и литографии Водопад (1961). Вся современная анимация и дизайн уходят корнями в созданную Эшером эстетику движения в 3D-пространстве.
Но, что бы это ни было, влияние психоанализа или геометрия Лобачевского, миры Эшера и сегодня завораживают зрителей, которых на выставке ждут не только его работы. Из Фонда Эшера, основанного художником за четыре года до смерти, в Москву приедут также архивные фото и фильмы.
Московский музей современного искусства
Мауриц Корнелис Эшер
Москва
11 декабря — 9 февраля 2014 года