18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мауриц Эшер, который сделал невозможное видимым

В Москве откроется выставка одного из самых загадочных художников ХХ века.

Ретроспективу Маурица Корнелиса Эшера (1898–1972), создателя фантастических миров с бесконечными лестницами, фракталами и ползущими ящерицами, в Москве покажут впервые. До этого единственная в России выставка знаменитого голландского графика проходила в Эрмитаже в 2003 году. Нынешнюю выставку курирует в Московском музее современного искусства, в рамках Года Нидерландов в России, доктор искусствоведения Андрей Толстой.

Возможно, в работах Эшера так много математических построений, потому что изначально он хотел стать архитектором. Графика Эшера с изображением невозможной реальности, пространственных парадоксов неевклидовой геометрии (Относительность, 1953) еще при жизни художника стали невероятно популярными.

Более 100 представленных в Москве произведений отразят три периода творчества Эшера. С самого начала художник, которого непреодолимо притягивали повторы и серии, выбрал именно графику, дававшую возможность тиражировать образы. После эта навязчивая страсть к повторам выльется в изображения фракталов, которые голландский художник стал изображать раньше, чем математики их открыли. На выставке можно будет увидеть и первую печатную книгу Эшера — иллюстрации к истории святого Франциска Ассизского.

Основная часть работ на выставке относится к так называемому итальянскому периоду Эшера (1922–1935). Поселившись в Италии и много путешествуя по Апеннинскому полуострову, Корсике и Мальте, художник рисовал пейзажи, растения и насекомых (Цитадель Кальви, Корсика, 1928). Но даже пейзажи у него выходили необычными: с головокружительными перспективами или фантастическими ракурсами.

Тогда же художник начал свои первые эксперименты с зеркалами и сферами (Рука с зеркальной сферой, 1935). Последний период творчества Эшера, когда он переехал в 1935 году в Швейцарию и Бельгию, а в 1941 году вернулся в Нидерланды, — это и есть те самые загадочные замки, бесконечные лестницы, таинственные круговороты вывернутого наизнанку движения, фантастические геометрические конструкции-сооружения, принесшие Эшеру мировую славу. Под влиянием открытий математики и психологии родилось и его Восхождение и спуск (1960), в основе которого — «лестницаПероуза», фигура, невозможная в трехмерном мире. То же самое касается и литографии Водопад (1961). Вся современная анимация и дизайн уходят корнями в созданную Эшером эстетику движения в 3D-пространстве.

Но, что бы это ни было, влияние психоанализа или геометрия Лобачевского, миры Эшера и сегодня завораживают зрителей, которых на выставке ждут не только его работы. Из Фонда Эшера, основанного художником за четыре года до смерти, в Москву приедут также архивные фото и фильмы.

Московский музей современного искусства
Мауриц Корнелис Эшер

Москва
11 декабря — 9 февраля 2014 года

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+