18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нулевая точка отсчета или просто Zero

Почти 60 лет назад два художника и теоретика Хайнц Мак и Отто Пине основали в Дюссельдорфе группу Zero. Вскоре к ним присоединился Гюнтер Юккер, и они в духе раннего модернизма сочинили манифест под названием Zero — это тишина. Zero — это начало. Под тишиной и началом он понимали размышление и поиск ответа на «проклятый» вопрос философа Теодора Адорно, возможен ли новый модернизм после нацистов.

Утвердительный ответ был найден в создании световых и кинетических объектов и монохромных картин. В то же время своей сделанностью произведения группы Zero оппонировали абстрактному экспрессионизму, автоматическому письму и другим проявлениям бессознательного. «Нулевиков» поддержали Ив Кляйн, Лучо Фонтана, Жан Тэнгли, Марк Ротко. Они стали пионерами ленд-арта, где, по выражению Юккера, «искусство перестает быть делом одиночек, каковым оно является до сих пор».

Хайнц Мак прославился «световыми колоннами» (некоторые — из мастерской художника — будут представлены на выставке). В начале 1960-х годов сенсацией стали его светящиеся инсталляции в пустынях и в открытом море, которые можно было увидеть только на фотографиях. Гюнтер Юккер — «человек гвоздя», сделавший гвозди своим фирменным знаком, — памятен старшей публике по огромной, на 800 произведений, выставке 1988 года в Центральном доме художника в Москве. Юккер и Фрэнсис Бэкон — первые показанные в СССР живые классики модернизма. В годы участия в Zero Юккер создал Космическое видение из пяти вращающихся дисков, в которые в геометрическом порядке вбиты гвозди-светоотражатели. Тогда гвозди настраивали на медитативное восприятие. Позже они станут знаком агрессии и разрушения.

Отто Пине, художник и философ, автор Олимпийской радуги из светящихся трубок для мюнхенской Олимпиады 1972 года, представлен инсталляцией из световых объектов Три синих светящихся приведения. На самом деле объектов четыре, но один все время находится в тени.

Как часто бывает у больших художников, объединение Zero просуществовало недолго. Группа распалась через десять лет после создания, каждый занялся своими проектами. По прошествии полувека стало ясно, как серьезно «нулевые» идеи повлияли не только на современное искусство и дизайн, но и на наше восприятия мира. Сейчас одинокий объект в пустыне или на морском берегу — привычная вещь, необходимый атрибут жизненного пространства.

Большие выставки группы Zero и их соратников состоялись в 2014 году в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и в 2015 году в берлинском Мартин-Гропиус-Бау. Теперь очередь дошла до России, где выставка подготовлена совместно с Foundation Zero специально к Дням Дюссельдорфа в Москве.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+