18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Нулевая точка отсчета или просто Zero

Почти 60 лет назад два художника и теоретика Хайнц Мак и Отто Пине основали в Дюссельдорфе группу Zero. Вскоре к ним присоединился Гюнтер Юккер, и они в духе раннего модернизма сочинили манифест под названием Zero — это тишина. Zero — это начало. Под тишиной и началом он понимали размышление и поиск ответа на «проклятый» вопрос философа Теодора Адорно, возможен ли новый модернизм после нацистов.

Утвердительный ответ был найден в создании световых и кинетических объектов и монохромных картин. В то же время своей сделанностью произведения группы Zero оппонировали абстрактному экспрессионизму, автоматическому письму и другим проявлениям бессознательного. «Нулевиков» поддержали Ив Кляйн, Лучо Фонтана, Жан Тэнгли, Марк Ротко. Они стали пионерами ленд-арта, где, по выражению Юккера, «искусство перестает быть делом одиночек, каковым оно является до сих пор».

Хайнц Мак прославился «световыми колоннами» (некоторые — из мастерской художника — будут представлены на выставке). В начале 1960-х годов сенсацией стали его светящиеся инсталляции в пустынях и в открытом море, которые можно было увидеть только на фотографиях. Гюнтер Юккер — «человек гвоздя», сделавший гвозди своим фирменным знаком, — памятен старшей публике по огромной, на 800 произведений, выставке 1988 года в Центральном доме художника в Москве. Юккер и Фрэнсис Бэкон — первые показанные в СССР живые классики модернизма. В годы участия в Zero Юккер создал Космическое видение из пяти вращающихся дисков, в которые в геометрическом порядке вбиты гвозди-светоотражатели. Тогда гвозди настраивали на медитативное восприятие. Позже они станут знаком агрессии и разрушения.

Отто Пине, художник и философ, автор Олимпийской радуги из светящихся трубок для мюнхенской Олимпиады 1972 года, представлен инсталляцией из световых объектов Три синих светящихся приведения. На самом деле объектов четыре, но один все время находится в тени.

Как часто бывает у больших художников, объединение Zero просуществовало недолго. Группа распалась через десять лет после создания, каждый занялся своими проектами. По прошествии полувека стало ясно, как серьезно «нулевые» идеи повлияли не только на современное искусство и дизайн, но и на наше восприятия мира. Сейчас одинокий объект в пустыне или на морском берегу — привычная вещь, необходимый атрибут жизненного пространства.

Большие выставки группы Zero и их соратников состоялись в 2014 году в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и в 2015 году в берлинском Мартин-Гропиус-Бау. Теперь очередь дошла до России, где выставка подготовлена совместно с Foundation Zero специально к Дням Дюссельдорфа в Москве.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+