Премия Кандинского объявила лонг-лист в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства».
Лонг-лист претендентов на Премию Кандинского в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства»
Корина Апостол. «Диссидентское образование: социально ангажированное искусство Восточной Европы (1980 — настоящее время)»
Светлана Баскова. «Девяностые от первого лица. Том первый»
Людмила Бредихина. «Олег Кулик»
Георгий Кизевальтер. «Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР». Сборник материалов
Виктор Мизиано. «Виноградов и Дубосарский»
Алек Эпштейн. «Художник Оскар Рабин: запечатленная судьба»
По регламенту премии в лонг-лист этой номинации, введенной всего два года назад (теперь подавать заявки на нее могут не только россияне), выходят пять публикаций, набравших максимальное число баллов. В этом году лонг-лист включает шесть позиций, что означает: сразу несколько номинантов получили одинаковое количество баллов. Важно отметить и серьезное тематическое расширение границ номинации: отныне награду в ней могут вручать исследованиям и публикациям, включающим исследование искусства первой половины XX века, причем не только на русском языке, но и на английском.
Наша газета уже рассказывала о большей части книг из итогового списка Премии Кандинского. Например, о книге Алека Эпштейна «Художник Оскар Рабин: запечатленная судьба», вышедшей в «Новом литературном обозрении». Издательство и само по себе стало лауреатом премии TANR прошлого года за серию «Очерки визуальности», в которой и опубликована биография классика «второго русского авангарда», написанная иерусалимским ученым.
Сразу две книги из лонг-листа Премии Кандинского вышли в монографической серии издательства «Авангард». Это, во-первых, описание жизни и творчества Олега Кулика, сделанное Людмилой Бредихиной, и, во-вторых, двойной портрет Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, написанный Виктором Мизиано. Их не менее легендарный коллега критик Андрей Ковалев так охарактеризовал в нашей газете особенности каждого выпуска этой серии: «Тексты главреда „Художественного журнала“ Виктора Мизиано пересыпаны максимами Жана Бодрийяра и других любомудров современности. Но и они выглядят уместными в таком заведомо просветительском контексте. Особенно следует отметить точные и изощренные описания конкретных работ — жанр достаточно необычный для этого автора, наклонного, скорее, к абстрактному теоретизированию.
Текст Людмилы Бредихиной немного выпадает из формата, подразумевающего отстраненность. Людмила — до определенного момента жена, соратница Олега Кулика. Именно она теоретически оформила «Анималистический проект», а в некоторых случаях ее имя указывалось в качестве соавтора. Сейчас выступая уже как ученый, с высокой степенью корректности и последовательности она описывает объект своего исследования. При этом время от времени тактично вплетая в повествование крайне занимательные фрагменты чисто автобиографического свойства».
Писала TANR (буквально в свежем номере, из-за чего рецензии еще даже нет на сайте) и про «Девяностые от первого лица. Том первый» Светланы Басковой. Эту серию интервью и бесед арт-критик Валерий Леденев описывает следующим образом: «Итак, герои первого тома — художники Анатолий Осмоловский (р. 1969), Александр Бренер (р. 1957), Олег Мавромати (р. 1965) и Дмитрий Пименов (р. 1970), а также первопроходец авангардного книгоиздания 1990-х Сергей Кудрявцев. Их рассказы записаны монологами, без редакции и правок».
Про «Инсайдера», альбом фотографического архива концептуального художника Георгия Кизевальтера, изданный Музеем современного искусства «Гараж», наша газета поместила рецензию в октябрьском, только готовящемся номере. Отчасти он перекликается со сборником материалов «Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР», тоже изданном «Новым литературным обозрением». Этот авторский по посылу и по подаче коллаж из бесед и свидетельств, «поднимающий проблемы новой волны отъездов художников, мнимого триумфа советского андерграунда на Западе, рассматривает историю десятилетия, предшествовавшего распаду огромной страны».
«Диссидентское образование: социально ангажированное искусство Восточной Европы (1980 — настоящее время)», исследование американского искусствоведа Корины Апостол, аспирантки Университета Ратгерса, сосредоточено на деятельности и интерпретации трех арт-групп из Восточной Европы: словенской IRWIN с Мариной Гржинич, российской «Что делать?» и румынского дуэта Лии и Дана Пержовски. Все эти творческие коллективы критикуют «гендерную дискриминацию, ложные конструкции национальной и этнической идентичности, коррупционную природу политический власти, а также этику работы при социализме и капитализме».
Большая часть номинантов, таким образом, описывает или исследует героев совсем недавнего прошлого: художников, акционистов и деятелей культуры конца ХХ — начала XXI века, вновь неожиданно ставших актуальными из-за политической и экономической нестабильности. Хотя, может быть, это просто пришло время собирать камни, выпавшие на территорию наших жизней?