Марина Абрамович, на днях возглавившая рейтинг «Самых влиятельных людей в мире искусства» по версии издания Artnet, и Улай (Франк Уве Лайзипен) были соавторами перформансов и состояли в романтических отношениях более десяти лет. За это время они успели создать ряд пронзительных произведений, темой которых были их непростые взаимоотношения: знаменитый перформанс «Отношения во времени» (1977), где они сплелись волосами на 17 часов; «Энергия покоя» (1980), где Абрамович держит лук, а Улай стрелу, направленную прямо в сердце художницы; «Вдох-выдох» (1980) — когда художники, перекрыв доступ кислорода через нос, на протяжении 15 минут дышали одним воздухом, передавая углекислый газ друг другу через рот. В этой работе Марина Абрамович и Улай исследовали возможность автономного от мира поддержания жизни друг друга.
В 1988 году художники расстались и встретились снова только спустя 30 лет в Музее современного искусства в Нью-Йорке во время перформанса Абрамович «В присутствии художника». Художница на протяжении восьми часов смотрела в глаза каждому, кто садился за стол напротив нее. Неожиданно для всех напротив сел Улай — это была очень трогательная встреча, бабушка перформанса даже расплакалась. Это было в 2010 году, а в 2015-м Улай подал иск против Абрамович. Он обвинил ее в «вычеркивании его имени из истории», заявив, что художница просит галереи указывать ее как единственного автора их совместных работ, а также не предоставляет Улаю всю информацию о продажах и заплатила ему всего четыре раза за последние 16 лет. Кроме того, как пишет газета Guardian, художница не позволила ему включить изображения их совместных работ в книгу Whispers: Ulay on Ulay, что вынудило его заменить их бледно-розовыми квадратами и внести множество правок, а также возражала против создания фонда Улая — организации, которая должна управлять наследием художника после его смерти.
Тогда Абрамович отказалась комментировать иск и заявила, что это попытка очернить ее репутацию. Однако на днях состоялось слушание дела, и Улай выиграл суд. Окружной суд Амстердама обязал художницу выплатить Улаю €250 тыс.