В Санкт-Петербурге 22 сентября открылся пятый фестиваль паблик-арта «Арт-проспект». В течение четырех дней можно увидеть почти 30 проектов российских и зарубежных художников, занявших один из исторических районов города — петербургскую Коломну.
Фестиваль «Арт-проспект», инициатором которого выступает международный фонд поддержки культуры и искусства CEC ArtsLink, проходит в Петербурге ежегодно с 2012 года. Местом первых двух фестивалей стали дворы вокруг Литейного проспекта, дальше фестивальный паблик-арт переместился на Петроградскую сторону, в прошлом году художники попробовали исследовать удаленный от центра район около Лесотехнической академии. Хотя пару раз происходили конфликты с жителями или чиновниками из-за размещения объектов искусства, за прошедшее время сложился формат публичного высказывания современных художников в рамках «Арт-проспекта» — очень деликатное вторжение в ткань обыденной жизни средствами contemporary art. Впрочем, эта открытая интонация фестиваля не всегда способна побороть бытующее среди горожан настороженное отношение к представляемому искусству. Действительно, в ситуации стремительно убывающей в последние годы общественной жизни все сложнее находить место для искусства в общественном пространстве.
Местом проведения фестиваля в этом году стал кусок петербургского района Коломна между Мойкой и каналом Грибоедова — пространство исторически и культурно насыщенное и в то же время неоднородное социально. Штабом «Арт-проспекта» был сделан пребывающий многие годы в статусе креативного пространства особняк в переулке Пирогова, где некогда находилось Общество немецких ремесленников «Пальма». Участвующие в фестивале художники — помимо россиян, это авторы из Норвегии, Польши, США, Финляндии, Швейцарии, многие из которых специализируются в области социальнововлеченного искусства, — получили для разработки самую общую тему «Диалог». Местами этого диалога с жителями стали обозначенные на карте района полтора десятка точек, где разместились почти 30 различных проектов. Еще несколько участников спецпроекта покажут свои работы в саду Музея Ахматовой. Кроме того, запланирована экскурсионная программа фестиваля и дискуссии о паблик-арте.
На пятом «Арт-проспекте» наибольшее количество звуковых инсталляций. Разные художники — швейцарец Йорг Кеппль, американская группа Ludicity (Сара Баррел и Эндрю Симпсон), молодые петербургские авторы Никита Селезнев, Александра Гарт, участники группы «Север-7» — выбрали звук как самое эфемерное и вместе с тем самое навязчивое средство воздействия. Особенно ярко его тоталитарная природа проявлена в работе Никиты Селезнева «Фонационные связи»: с высоты башни ДК связи — здания конструктивистского обличья, перестроенного из немецкой реформатской кирхи, — разносится коллаж из невнятных радиотрансляций, гула марширующих колонн, эха далекой музыки, что заставляет идущих мимо горожан недоуменно поднимать голову к небу.
Другим популярным жанром в программе нынешнего фестиваля оказался перформанс. Так, серию кулинарных мастер-классов с местными жителями решила проводить начинающий куратор Надежда Чернякевич: в рамках ее перформанса в одном из дворов пара пожилых местных жительниц пекла вафли, причем первый блин, как всегда, выходил комом. В контексте фестиваля паблик-арта все это действие, снабженное обязательными отсылками к Леви-Строссу и прочим философам, оказалось полно нескрываемого колониалистского пафоса. Наоборот, перформанс Николауса Рюгга «Портрет с зеленой тумбочкой» был чужд любого высокомерия: художник предлагал всем желающим сфотографироваться в передвижном интерьере, важная деталь которого — обыкновенная тумбочка, выкрашенная зеленой краской.
В этом году на фестивале было не так много масштабных пластических объектов в традиционных художественных техниках. Постоянный участник «Арт-проспекта» Александр Шишкин-Хокусай на этот раз поселил своих полусказочных персонажей — девочек и волка — в садике Юсуповского дворца, замаскировав нарисованную на фанерном щите корягу среди настоящих кустов и деревьев. Другой старожил фестиваля, Александра Гарт, дополнила пастелью заборные граффити на стенах домов, превратив их в романтические рисунки. По сравнению с этими работами многометровому рисунку Стаса Багса обеспечена долгая жизнь: после опроса местных жителей художник изобразил на брандмауэре пятиэтажного дома одуванчик — два желтых, а третий уже побелел. Кажется, этот особенно любимый горожанами сорный цветок вполне годится для того, чтобы символизировать место и положение паблик-арта в российском общественном пространстве.