Перед тем как стать Эрже (1907–1983), символом Бельгии и отцом Тинтина — знаменитого персонажа комиксов, он был Жоржем Реми, брюссельским сорванцом из простой семьи. Успевал по всем предметам, кроме рисования. «Я был очень ленив и почти не умел рисовать. Черкнул круг, две точки, закорючку-нос, еще одна точка стала ртом, и штрих-галка на лбу. Вот и все. Никогда не думал, что он будет таким популярным. Почему Тинтин? Понятия не имею!» — уходил от ответов Эрже. О прототипе спорят до сих пор: одни видят в этом бесстрашном мальчугане 1929 года рождения младшего брата первого героя Эрже, бойскаута Тотора, другие — его настоящего брата.
В первом же комиксе Эрже отправил своего героя, репортера бельгийской газеты, вместе с фокстерьером Милу в Советский Союз (Тинтин в Стране Советов). Про СССР Эрже знал ровно столько же, сколько рядовой бельгиец, то есть ничего. Источником информации для него стала книжка бельгийского посла Жозефа Дуйе 1928 года, рассказывающая в черных красках о девяти годах дипломатической службы на советской чужбине. Вслед за ней Эрже взялся за актуальную тогда тему колоний (Тинтин в Конго, 1931). Обвинения в симпатиях колонизаторам и расизме сыпались на его голову и в те времена, но главный скандал разгорелся уже в XXI веке, когда в Брюсселе оскорбленный конголезский студент потребовал запретить комикс. Но суд рассудил иначе: «Эрже ограничился созданием вымышленного произведения с единственной целью — развлечь своих читателей. Его юмор искренний и добрый». И точка. Сам же Эрже как от советской серии, так и от этой колониальной открещивался, в конце 1960-х заявив, что полжизни назад и антибольшевистские настроения были нормой, и с бывшими колониями у Европы были другие отношения. И не скрывал, что работал по заданию редакции: молодым не до выбора, поэтому и следующий заказ –— обличение капиталистической Америки — выполнил на отлично. Он выступал и против японских империалистов в Китае, и против фашизма. Впрочем, это не помешало ему во время оккупации Бельгии сотрудничать с коллаборационистской газетой Le Soir, что изменило и самого Эрже, и его Тинтина. Его мальчуган из репортера превратился в простого искателя приключений, а также появились новые персонажи, как Капитан Хэддок.
Но кураторы парижской выставки о черных пятнах в биографии Эрже упоминают лишь вскользь. Для них он художник, поэтому и рассказывают они о том, как формировался его стиль. Про влияние экспрессионизма и немого кино, про то, как от черно-белой печати Эрже перешел к цвету, про увлечение современным искусством и личную коллекцию, где соседствовали Энди Уорхол, Лучо Фонтана, Жан Дюбюффе и Рой Лихтенштейн. Отдельная тема — агентство Hergé-Publicité, созданное Эрже в 1930-х годах для выпуска рекламных афиш. Какой ему видится судьба комиксов в 2000-х годах — спросили у Эрже в 1969 году. «Я думаю, я надеюсь, что их (наконец-то!) станут цитировать… что они станут таким же самостоятельным жанром, как литература или кино». С его комиксами все так и произошло.