Патриарху немецкого искусства Георгу Базелицу (р. 1938) было всего 27, когда он приступил к работе над монументальной живописной серией Герои (1965–1966), или, как ее еще называют, Новые типажи. За два года поистине титанического труда было создано 60 полотен с изображением мужских фигур — усталых, покрытых струпьями от ран солдат или работяг в грязных рваных спецовках. Почему-то именно эту портретную серию Базелица принято считать образцом немецкого поп-арта, хотя трудно найти что-то еще, что так выбивалось бы из стилистики этого направления, в котором много иронии. У Базелица иронично разве что название самой серии — Герои. Все эти персонажи — их облик, усталые грустные лица — скорее антигерои. Интересно, что Базелиц начал свою серию в 1965 году, когда Германия была на экономическом подъеме и старалась забыть свое недавнее драматическое прошлое.
Художник же словно не может уйти от воспоминаний детства при нацизме, от своего опыта жизни в социалистической ГДР и переезда в Западный Берлин, где он очень быстро разочаровался и в капиталистической системе. «Эти работы, фигуративные, нарочито уродливые и небрежно написанные, в 1960-е выбивались из общего тренда в искусстве, они словно вне него», — говорит сокуратор выставки Эва Монжи-Вольмер.
Зато сегодня, в начале XXI века, Герои, представленные как отдельная тема, воспринимаются более чем актуально. В экспозиции — 40 картин (все 1965 года) и 30 рисунков. После Франкфурта Герои поедут в Музей модернизма в Стокгольме, затем в Палаццо делле Эспозициони в Риме и Музей Гуггенхайма в Бильбао.