Центральной площадкой выставки-исследования о том, как главные направления в искусстве влияли на моду, стал музей Сальваторе Феррагамо (1898–1960), легендарного дизайнера обуви, которого называли «королем сапожников и сапожником королей». Сальваторе происходил из небогатой итальянской семьи; переехав в США, он добился невероятного успеха в обувном деле, что позволило ему вернуться в Италию и в 1927 году открыть собственное производство во Флоренции.
Феррагамо был ярым поклонником ручного труда и флорентийских мастерских эпохи Возрождения, на которые он ориентировался при создании собственных мастерских. Он считал, что машинным способом ничего хорошего создать не получится, по крайней мере в отношении обуви. С миром искусства Феррагамо был связан непосредственно: хорошо знал местные музейные и личные собрания, в частности коллекцию Фредерика Стибберта, где было много прикладного искусства, делал обувь для Пегги Гуггенхайм, а логотип его бренда создал футурист Лучо Венна — на выставке покажут его рекламные плакаты. Также в раздел, посвященный истории самого Феррагамо, включены работы Кеннета Ноланда (1924–2010) — американского абстракциониста, известного своими полотнами с цветными кругами, которые перекочевали на туфли Феррагамо.
В экспозицию включены и другие знаковые произведения искусства, повлиявшие на моду. Их прислали ведущие мировые музейные и частные коллекции, среди которых Филадельфийский художественный музей, Институт костюма в Киото и Фонд Пьера Берже — Ива Сен-Лорана. Также к открытию выставки были специально созданы объекты современного искусства. Британский художник Йинка Шонибаре представил инсталляцию на тему мультикультурализма и колониализма: застывшие в театральных позах манекены наряжены в европейские костюмы XVIII–XIX веков, однако сделаны они из африканского батика.
В одном из залов можно увидеть работы Розы Дженони, феминистки и социалистки, сделавшей карьеру в мире моды. Это два платья, которые выставлялись на Всемирной выставке в Милане в 1906 году. Причем одно из них — прямая отсылка к Весне Боттичелли, а второе вдохновлено рисунком Антонио Пизанелло из Музея Конде в Шантийи. Наряды стали манифестом новой итальянской моды, до этого в основном оглядывавшейся на французскую. Конечно, без Франции и здесь не обошлось: Феррагамо вдохновлялся творчеством Сони Делоне.
Внимание в экспозиции уделено и отдельным художникам, проявлявшим интерес к декоративности в широком смысле и костюму в частности, как прерафаэлиты и Густав Климт. Плод прямой совместной работы модельера и художника — платье с омаром Сальвадора Дали работы Эльзы Скьяпарелли представлено по соседству с платьем Мондриан Ива Сен-Лорана. Целый раздел посвящен Энди Уорхолу, поклоннику обуви Феррагамо, и его работе в fashion-индустрии. Там можно увидеть его Супер-платье (от слова «суп»), воспроизводящее банки знаменитого супа Campbell’s. Экспозиция получилась столь необъятной, что пришлось задействовать и другие площадки. Например, в Музее Марино Марини на выставке Совмещение были представлены произведения, созданные известными художниками для разных мероприятий дома Salvatore Ferragamo. В Галерее костюма в Палаццо Питти прошла ретроспектива, посвященная Розе Дженони. В настоящее время в Национальной центральной библиотеке Флоренции в рамках проекта проходит выставка итальянской fashion-периодики XIX века (до 15 октября), а в Музее тканей в Прато прослеживается вся послевоенная история итальянского текстиля (до 19 февраля 2017 года).
Музей Сальваторе Феррагамо
Сквозь искусство и моду
До 7 апреля 2017