18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Радикальная речь

№46
Материал из газеты

Вышел первый сборник интервью с российскими художниками конца ХХ века: на наших глазах провокационные акции Анатолия Осмоловского и Александра Бренера, Олега Мавромати и Дмитрия Пименова становятся историей

Хотя искусство 1990-х, в лучших своих явлениях, вроде «Бренера на Лобном месте» или «Осмоловского на плече памятника Маяковскому» давно обросло мифами, история этого периода не систематизирована и пробелов существует масса. Частично восполнить их призван проект Девяностые от первого лица — серия интервью с ключевыми фигурами эпохи, инициированная Светланой Басковой.Герои первого тома - художники Анатолий Осмоловский (1969), Александр Бренер (1957), Олег Мавромати (1965) и Дмитрий Пименов (1970), а также первопроходец авангардного книгоиздания 1990-х Сергей Кудрявцев. Их рассказы записаны монологами, без редакции и правок.

Речь Осмоловского наиболее последователена и хронологически структурирована. События датированы, сюжеты подробно описаны. Все продумано и просчитано, путь художника здесь — планомерно реализуемая программа. От первых поэтических перформансов к радикальным уличным акциям, затем к нонспектакулярному искусству и, наконец, к сегодняшним формалистическим экспериментам. Эволюцию своих взглядов художник обосновывает и комментирует, подводит итоги, много теоретизирует. Осмоловский предстает не только прародителем, но и архивариусом акционизма 1990-х.

Мавромати, напротив, вечный маргинал, из-за уголовного преследования обреченный жить на обочине, несмотря на толику признания, выпавшую на его долю. Даже «Секта абсолютной любви» (созданная им вместе с Императором Вавой, Фаридом Богдаловым, Дмитрием Пименовым и другими), снискавшая ему наибольшую славу, возникла как «сборище маргиналов, злых на весь мир, собравшихся как уличная банда», с желанием «признания всеми остальными того, что ты не идиот».

В отличие от Мавроматти, позиция Бренера и Пименова весьма воинственная. Они радикальные анархисты, мечтающие вторгнуться вглубь системы, чтобы взорвать ее изнутри. Пименов — идущий вразнос прожигатель жизни, Бренер — трикстер, непрестанно атакующий арт-сообщество, которое искренне ненавидит, как и все «системное». Он прекрасно артикулирует собственные взгляды, цитирует модных философов типа Агамбена и Ванейгема, комментирует ситуацию на Западе, в которой неплохо разбирается, но живет желанием не присоединяться, не терять интенсивности, «не оставлять следов».

Сегодня художники дают друг другу противоречивые оценки. Да и вряд ли готовы подписаться под всеми прежними заявлениями, хотя подчас и начинают рассуждать в духе леворадикального журнала «Радек». Тем более что продуктивное сотрудничество во время работы над ним вспоминают все, то прославляя «тотальную несостоятельность, долженствующую обернуться истинной революцией» (Бренер), то цитируя пименовский манифест Терроризм и текст. Факты, излагаемые ими, еще предстоит сопоставить и проверить. Что возможно не всегда. Легендарный фильм Мавромати Не ищите эту передачу в программе (1995) на сегодняшний момент утерян и доступен лишь в авторском пересказе, приведенном в книге во всех сочных подробностях.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+