18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Накануне 260-летия Российская академия художеств задумалась о своем статусе

Судьбу Российской академии художеств обсудили на коллегии Минкультуры в среду

Несмотря на законодательные изменения, в Российской академии художеств (РАХ) рассчитывают сохранить учебные заведения в своей структуре, в то время как в Министерстве культуры РФ говорят, что это в настоящее время сделать невозможно, и предлагают альтернативные решения непростой ситуации.

Накануне вечером состоялось заседание коллегии Минкультуры, на которой обсуждались концепция развития академии и празднование ее 260-летия в 2017 году. Однако незапланированной, но главной темой стал вывод из ведения  РАХ учебных заведений: Московского государственного академического художественного института им. В.И.Сурикова, Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, а также двух лицеев. На необходимость реформирования повлияли два закона — «Об образовании» от 2012 года и о реорганизации Российской академии наук и государственных академий наук от 2013 года.

«Сейчас это исчезло, и это большая трагедия. Я задаю вопрос, почему отдельно: Репинский и Суриковский, лицей и лицей, — кто их будет учить? Я прошу вас, это мой крик души: верните институты обратно! А то школа потеряется», — сказал, открывая заседание, президент Российской академии художеств, скульптор и художник Зураб Церетели. В РАХ выразили надежду на то, что в скором времени удастся начать рассмотрение на законодательном уровне ее особого статуса, который позволил бы вернуть институты и избежать «совещательно-рекомендательного участия академии в образовательном процессе, который вызывает массу переживаний и критики».

Член президиума РАХ, академик Татьяна Кочемасова напомнила, что с 2013 года, когда из ведомства были выведены вузы и лицеи, академия не имеет права заниматься образовательной деятельностью, сегодня все еще отсутствуют и критерии профессиональной оценки работы членов академии. О необходимости вернуть институты под крыло академии упоминали в своих выступлениях вице-президент РАХ Константин Худяков, художник Николай Сидоров («закон могуч, но непререкаем»), скульптор Андрей Ковальчук («статус академии с уходом двух наших ведущих вузов понизился»).

В ответ руководство Минкультуры РФ сообщило, что вернуть учебные заведения ввиду особенностей законодательства сейчас не получится, целесообразнее подписать договоры о взаимодействии между учебными заведениями и Российской академией художеств.

«Это не было инициативой Министерства культуры, мы вынуждены выполнять федеральное законодательство, и мы долго обсуждали те формы, при которых можно, соблюдая закон, обеспечить максимально тесное взаимодействие Министерства культуры, вузов и академии. Поэтому у нас предусматривается согласование всех кадровых вопросов с президиумом, научно-методическое и художественное руководство, даже предусмотрено наличие в вывеске каждого института дополнения „при Российской академии художеств“», — сказал министр культуры Владимир Мединский.

При этом он не исключил, что такой формат работы нуждается в совершенствовании, и предложил еще раз обсудить этот вопрос с новым министром образования Ольгой Васильевой и представителями Российской академии наук.

Вступлением к встрече стала передача Калужскому музею изобразительных искусств похищенной во время Великой Отечественной войны картины русского художника XIX века Василия Голынского «Рыбная ловля». Приобретение ее стало возможным благодаря меценату Михаилу Цапкину, который выкупил полотно на одном из аукционов. Каталог утраченных во время войны ценностей, как отметила замминистра культуры Алла Манилова, составляет на сегодняшний день 33 книги.

Среди хороших новостей — увеличение бюджета РАХ в следующем году: 548,5 млн руб. против 485,7 млн руб. в 2016-м. Кроме того, Минкультуры направило в Министерство финансов предложение о необходимости увеличения объемов финансирования РАХ еще на 855 млн руб. в 2017 году в рамках государственной программы «Развитие науки и технологий». В эту сумму в числе прочего включены расходы на реставрацию зданий академии. Как сообщил первый заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов, итоговое решение будет принято Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+