Выставка Великолепие Второй империи, 1852–1870 — подробнейший портрет эпохи, страстной, скандальной, споры вокруг которой не утихают по сей день. Убежденные республиканцы вроде Золя, Гюго и Прудона проклинали годы реакции и придворных утех Наполеона III. Симпатизировавшие же последнему императору Франции воспевали процветание искусств и экономическое благополучие. Лейтмотив нынешней выставки в Орсе — современная Франция как наследница Второй империи, первого общества спектакля и потребления.
Вторая империя началась с государственного переворота, а закончилась поражением от Пруссии и пленом Наполеона III — племянника Наполеона Бонапарта. На императорском троне он утверждался всеми средствами. И пусть монархия уже трещала по швам, Наполеон III тщательно наводил внешний лоск. Барон Осман перестраивал Париж, прокладывал бульвары и высаживал парки. Молодой архитектор Шарль Гарнье возводил здание Парижской оперы. Это сегодня она гордость французов, а в 1860-х интеллигенты и консерваторы не давали проходу Гарнье: «Золото, мрамор, китч!» Возмущалась даже императрица Евгения: «Ни греческого, ни римского стиля!» — «Это стиль Наполеона III», — держал удар Гарнье. Досталось и Жан-Батисту Карпо — автору скульптурной композиции Танец. Его растрепанные возбужденные вакханки прижимались к фасаду оперы, а оскорбленная общественность требовала убрать эту непристойность. Спустя годы и впрямь убрали — перенесли в Лувр.
Наполеон III был одержим своей персоной — живи он сейчас, не выпускал бы из рук селфи-стик, а в те времена приходилось заказывать портреты — у маститого портретиста Ипполита Фландрена, у модного немца Франца Ксавера Винтерхальтера. Историки отмечают, что император придерживался передовых взглядов, в том числе в искусстве. При нем прошла первая Всемирная выставка в 1855 году. По его указу был создан Салон отверженных для изгоев Парижского салона 1863 года. Скандалу вокруг Завтрака на траве, который принес славу Эдуарду Мане, завидовали «официальные» художники. Теперь, на выставке, они соседствуют: любимцы Второй империи Александр Кабанель и Жан-Леон Жером и изгои Эдуард Мане и Клод Моне.
Нельзя представить себе Вторую империю без развлечений. Обильные ужины, роскошные балы, гулянья — как только не ублажали себя Наполеон III и его супруга! Современная Франция как наследница Второй империи. Скептики возразят: мол, где та монархия и где сегодняшняя Пятая республика! Но сейчас миф Второй империи нужен как никогда, и хочется верить, что вот она, Франция, красующаяся на Больших бульварах, фланирующая по набережным Сены. Что Франция, полная удовольствий и красоты, жива не только на картинах.