Немецкий автомобильный концерн BMW, пожалуй, можно считать передовиком по объему участия в разнообразных мировых художественных инициативах. Помимо постоянного партнерства с музеями (в Москве, к примеру, одним из них стал Музей русского импрессионизма) и ярмарками искусства, среди которых крупнейшая Art Basel, маастрихтская TEFAF и лондонская Frieze, в арсенале компании и постоянные коллаборации с художниками, и многолетний проект BMW Art Car, где в свое время блистали Александр Колдер и Энди Уорхол. Ежегодно в копилку проектов добавляется что-то новенькое. Из совсем свежего стоит отметить BMW Art Journey, который показывает миру современное искусство с неожиданных сторон, и BMW Tate Live, совместный интерактивный проект с лондонской галереей Тейт Модерн.
На ярмарке современного искусства Frieze, которая откроется в Лондоне 6 октября, концерн BMW представит очередную арт-коллаборацию. На этот раз с южноафриканской художницей Эстер Малангу, которая создала авторские элементы внутреннего дизайна BMW Individual серии 7.
Эстер Малангу не первый раз сотрудничает с BMW. Двадцать пять лет назад она уже демонстрировала свои орнаменты народа ндебеле, когда создала арт-кар для легендарной коллекции BMW на базе модели 525i. Теперь яркие узоры Малангу проникли внутрь автомобиля. Строгая внутренняя отделка салона представительского авто преобразилась благодаря этническим орнаментам на натуральной древесине.
Малангу родилась в 1935 году в маленьком городке на северо-востоке Южной Африки. Женщины племени ндебеле, к которому принадлежали ее родители, по давней традиции украшают наружные стены домов графическими элементами, символизирующими важные события в жизни семьи: рождение ребенка или свадьбу, например. Племенной обычай стал отправной точкой в творчестве Эстер, она начала рисовать уже в десять лет, перенимая опыт матери и бабушки. Много лет спустя динамичные орнаменты ндебеле сделали Малангу знаменитой. Нанося их на холст, ковры и другие вещи, она постоянно воплощает их в новом контексте.
Интерьер в стиле BMW Individual создается такими утонченными дизайнерскими решениями, что дополнить его еще чем-нибудь было бы, на первый взгляд, уже чересчур. Но в BMW нашлось оптимальное решение, которое, несмотря на яркий этнический мотив, не выбивается из общего настроя шика и элитарности авто. Для внутренних панелей была выбрана особая древесина белого цвета, чтобы Эстер смогла правильно нанести свои изображения. Вместе с автомобилем на ярмарке будут представлены и другие работы Малангу, которые демонстрируют ее особый художественный стиль.
Роскошный BMW Individual уникален еще по одной причине. Автомобиль будет продан во время аукциона, стартовавшего 5 сентября. После завершения Frieze тот, кто предложит максимальную ставку, станет новым владельцем эксклюзивного седана. При этом все вырученные средства будут переданы благотворительному проекту The Art Room, который вместе выбрали представители BMW и Frieze. Цель инициативы The Art Room — поддержать детей и подростков в возрасте от 5 до 16 лет, помогая им развиваться с помощью искусства.