Цуй Жучжо (р. 1944) — один из самых известных художников традиционного направления гохуа в китайской живописи. После того как в прошлом году его работа Большой заснеженный гористый пейзаж в Цзяннане (2013) из восьми листов размером 3х1,5 м каждый была продана на аукционе в Гонконге за $40 млн, Цуй Жучжо стал самим дорогим из ныне живущих художников Азии. И это несмотря на поражающие воображение размеры его картин — пейзажей с поэтичными названиями вроде В холодную даль устремилась дрожащая рябь на воде или Весенний ветер кровь пьянит, леса влекут и манят горы. Инициатором выставки Мерцание гладкой яшмы и ее куратором стал ректор петербургской Академии художеств Семен Михайловский, познакомившийся с Цуй Жучжо в 2014 году на его выставке в Запретном городе Пекина, а организатором – галерея «Триумф». До того как приехать в Москву, выставка с успехом прошла в петербургском Манеже, теперь же 200 произведений мастера заполнят пространство Манежа московского. Как и в Петербурге, он выбран специально — где еще можно развернуть огромные полотна Цуй Жучжо, полиптихи которого иногда достигают 6 м!
В Китае выполненные тушью по рисовой бумаге в традиционном стиле работы популярны в качестве подношений официальным лицам. А гохуа, что в переводе означает «наша живопись», — одно из самых популярных направлений. Расцвет гохуа пришелся на рубеж XIX–ХХ веков. Последние 100 лет этот стиль, продолжающий реалистические традиции искусства III века до н.э., по-разному пересекался с европейским искусством. Цуй Жучжо прожил 15 лет в США, и в его работах глаз европейца найдет переклички и с Джексоном Поллоком, и с Ансельмом Кифером. Но сходство это обманчиво: Цуй Жучжо не стремится стать понятнее европейцам и признается, что для понимания его творчества надо изучить китайское искусство.
Чтобы объяснить зрителю представленные работы, устроители выставки воспользовались критериями больших чисел: много работ огромных размеров в большом пространстве. Павел Герасименко