18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Теплые перформансы из Северной Европы

№47
Материал из газеты

Международный фестиваль PYRFYR снова в Москве

Галерея на Солянке с 2011 года принимает на своей территории гостей международного фестиваля перформансов PYRFYR. На этот раз (при поддержке Посольства Швеции в Москве) она пригласила художников из Северной Европы. На выставке Малин Каста, Чуя Чиа и дуэт «Куарто» в течение трех недель один за другим покажут пятичасовые действия, каждое из которых повторят лишь дважды. Новые перформансы, созданные специально к сезону, дополнят видеодокументации прошлых лет, public talks и образовательная программа.

Откроет фестиваль Малин Каста, работа которой заставляет вспомнить фразу итальянца Карло Карры, одного из авторов Манифеста футуристической живописи: «Лучше бы швырнули идею вместо картошки!» И хотя корнеплодами художников-новаторов нынче не забрасывают, выбор, как оказалось, не так уж и опрометчив. В перформансе Если бы картофель был чувством художница предлагает посмотреть на неодушевленный предмет как на нечто живое, перевоплотившись для этого в мешок с картофелем — самым популярным овощем у шведов. Очевидно, что, в отличие от сатирических опытов на тему еды французской перформансистки Наташи Лесюэр, которая покрывала голову спагетти и заливным, действие шведки несет несколько иной смысл. Малин Каста, которая для другой работы, Истории в воде, часами высиживала на берегу моря, отправляя записки в бутылках, предлагает зрителям разделить ее почти медитативное слияние с неодушевленным миром природы. Тема, кстати сказать, близкая многим художникам Северной Европы, в чем можно убедиться, посетив выставку By Water в Музее Амоса Андерсона в Хельсинки.

Более экстремальным опытом наполнены перформансы шведки малазийского происхождения Чуи Чиа. Для передачи высокого градуса эмоций она не использует свечи, как Джина Пейн в Автопортретах, или отрытый огонь, как Марина Абрамович в Ритме 5. Выбор молодой художницы более технологичен. Клубящаяся парами страсть в Четырех поцелуях вырывается из нагретых утюгов, которыми художница «гладит» партнера. Тем интереснее, что ждет зрителя теперь, — прошлый перформанс Чиа проводила зимой в мокрой от ледяной воды одежде.

Наконец, завершит сезон шведско-бразильский дуэт «Куарто», базовым инструментом которого всегда оставался современный танец. Дуэт исследует понятие телесности, динамику и статику, требуя от зрителя самого активного участия, как в последней своей работе Отходы в процессе II на Стокгольмском фестивале культуры, где исполнители вместе с публикой перерабатывали горы старых газет.

Галерея на Солянке не только проводит показы, но и остается базой для школы перформанса, возглавляемой с 2014 года Лизой Морозовой. С 10 октября в школе стартует новый триместр (набор открыт), а 12 октября там пройдет вернисаж выставки Valie Export, посвященной одной из основательниц австрийского перформанса, феминистке Вали Экспорт

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+