18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Билла Виолу ставят в один ряд с флорентийскими старыми мастерами

№47
Материал из газеты

Американский художник хочет быть рядом с Уччелло и Мазолино

Звезда американского видеоарта Билл Виола вернется во Флоренцию в 2017 году, и с 10 марта по 16 июля палаццо Строцци целиком будет отдан под его ретроспективу. У художника, работавшего в этом итальянском городе в молодости, составлен целый «лист желаний» из произведений мастеров эпохи Возрождения, включая фрески Уччелло и Мазолино, которые он хотел бы видеть рядом со своими видеоинсталляциями. Пока с руководством храмов и музеев, где хранятся эти шедевры, ведутся переговоры об их участии в выставке.

После окончания колледжа Сиракузского университета в США, где Виола изучал изобразительное искусство и электронную музыку, в 1974 году он отправился во Флоренцию. Полтора года проработал техническим директором в Art/Tapes/22, одной из первых в Европе видеостудий, основанной галеристкой Марией Глорией Бикокки. Выставка в палаццо Строцци будет включать ранние видео художника, снятые им тогда во Флоренции. Например, Затмение (1974) — наблюдение за луной сквозь окно. Виола много бывал в храмах и музеях города, и то, что он там видел, повлияло на эстетику его видеоинсталляций. «Каждый день по дороге на работу он проходил мимо Давида Микеланджело — копии, конечно, которая стоит перед палаццо Веккьо на площади Синьории, — говорит жена и давний соавтор художника Кира Перов. — Во Флоренции невозможно не погрузиться в Ренессанс, ведь здесь так много чего можно посмотреть и сделать». По мнению Артуро Галанзино, директора палаццо Строцци, «сегодня модно сопоставлять старых мастеров с современным искусством, правда, связи часто оказываются слишком размытыми, и результат разочаровывает, но это точно не случай Билла». — «Его культура и образование сложились под влиянием классических художественных традиций, поэтому мы решили включить в экспозицию несколько работ старых мастеров», — говорит он. Среди повлиявших на творчество Виолы — Паоло Уччелло, чьи фрески в церкви Санта-Мария Новелла, написанные в 1430-х годах, были недавно восстановлены специалистами флорентийской реставрационной мастерской. Сюжеты Ветхого Завета, изображенные Уччелло, особенно Ноев ковчег, вдохновили Билла Виолу на работу Потоп (2002). «Произведение Уччелло возглавляет наш список, но это фреска шириной 5 м», — говорит Перов. Перемещать работу крайне сложно. Другой важный для Виолы художник — Мазолино да Паникале. Его Христос в Пьете (около 1424) из музея церкви ди Сант-Андреа ди Эмполи подвиг американского художника на создание видео Явление (2002), заказанного Музеем Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе для выставки 2003 года Билл Виола. Страсти. «Мы покажем эту видеоработу в палаццо Строцци, и Пьета также в списке пожеланий, но это тоже большая фреска», — объясняет сложности проекта Перов.

Мощное впечатление на Виолу произвел и Джотто. «Билл ходил смотреть на его произведения в Уффици и в часовню Барди в церкви Санта-Кроче, — рассказывает Перов, — где его буквально поразили фрески со сценами жизни святого Франциска, особенно изгнание».

Однако не только художественные достопримечательности Флоренции сформировали творческое мировоззрение Виолы. Художник часто заходил в соборы и церкви и записывал звуки. «Его видео всегда наполнены окружающими звуками — звуками, которые ничего особенного собой не представляют, но в то же время всем знакомы», — поясняет Перов. Одна из таких аудиоработ — Присутствие, созданная для павильона США на Венецианской биеннале в 1995 году; во Флоренции она будет представлена в культурном центре Strozzina. Шестиканальная звукозапись, которая адаптируется под пространство, транслирует шепчущие голоса, звуки дыхания и сердцебиения.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+