18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Механика инсайдера

№47
Материал из газеты

Фотографический архив Георгия Кизевальтера, много лет снимавшего деятелей неофициального искусства, положен в основу альбома «Инсайдер»

Представитель московского концептуализма и сооснователь группы «Коллективные действия», Георгий Кизевальтер в последние годы выступает хроникером и архивариусом неофициального искусства СССР. К составленным им ранее книгам интервью с семидесятниками и восьмидесятниками теперь добавился альбом Инсайдер — фотоархив художника, переданный в дар Музею современного искусства «Гараж», куда включены снимки с начала 1970-х по конец 1980‑х годов.
Нельзя сказать, что архив Кизевальтера не был известен ранее. Его почти канонический портрет группы «Мухомор» (1981) растиражирован многократно, как и снимки акций «Коллективных действий». Но фотографии при этом зачастую публиковались без указания авторства, да и архив не был систематизирован полностью.

Инвентаризацию этого массива данных провела историк искусства Саша Обухова. Она же выступила куратором выставки фотоархива Кизевальтера, прошедшей годом ранее в «Гараже».

В 1982 году Георгий Кизевальтер совместно с художником Вадимом Захаровым придумал проект По мастерским. Художники приходили к коллегам по цеху, Захаров записывал интервью, а Кизевальтер документировал происходившее на пленку. Важнейший исторический документ и одновременно художественный артефакт с машинописными текстами и авторскими снимками, он осел в частных собраниях и частично воспроизведен в Инсайдере. Подобный дуализм, пограничное положение между документом и художественным жестом, характеризует многие серии Кизевальтера. Комнаты художников (1985) с интерьерами жилищ московского неофициального бомонда и авторскими комментариями к ним. Феерически смешная серия Любишь меня, люби мой зонтик (1984): персонажи сфотографированы с зонтами, которые толкуются как «символы искусства и аллюзия на индивидуальное творчество».

Если отвлечься от художественной составляющей, то перед нами почти энциклопедический архив советского андерграунда с по-настоящему редкими и уникальными материалами. Акции «Коллективных действий». Выставки в галерее AПTАРТ (1984–1986) — колыбели российской «новой волны», открытой в своей квартире художником Никитой Алексе­евым. Деятельность Клуба авангардистов (КЛАВА) — первой зарегистрированной организации неофициальных художников.
Кизевальтер, по его словам, не отличался «осознанным отношением историка» и фотографировал «механически» в суете дел — если камеру взял с собой, а не забыл по случайности дома. Пропуская важные исторические события вроде Бульдозерной выставки (1974), художник документировал ближайшее окружение, которое сегодня предстает как тесное сообщество, чья жизнь и стала материалом исторических изысканий. И сделалась видимой благодаря «инсайдерам» с их машинописными дневниками, архивными папками, «Зенитами» и «Никонами». 

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+