С того момента, как кураторы 32-й Биеннале в Сан-Паулу Йорген Фольц и Ларс Бенг Ларсен определили ее тему — Живая неопределенность, Бразилия неуклонно входит в черную полосу: коррупционные скандалы, экономический спад, массовые протесты. «Тема с каждым днем обретала все большую злободневность, — говорит Фольц. — Системы, которые мы считали чем-то само собой разумеющимся, уже не работают, как прежде. Сегодня очевидно, что капитализм с его демократическими институтами исчерпал себя. Посмотрите, что творится в Европе и США».
Поэтому и было решено показать, как художники реагируют на эту ситуацию, какую предлагают альтернативу. Правда, то, что предлагает большинство участников, скорее обращено в доцивилизационное прошлое, чем в будущее. Так, бразильский коллектив Vídeo nas Aldeias, основанный в 1986 году, вот уже более 30 лет обучает местные племена снимать документальные и постановочные фильмы. На биеннале — трехканальный двухчасовой фильм из 80 клипов, снятых в разное время аборигенами и хранящихся архиве группы. «Эти люди на самом деле ничем от нас не отличаются» — таков главный посыл этого фильма.
Чилийская художница Пилар Куинтерос представила фильм Дымовые шашки об экспедиции британского путешественника Перси Фосетта, пропавшего в 1925 году в бразильской сельве в поисках затерянного там города Z. А художнику Менне Баррето из Сан-Паулу кураторы отдали главный ресторан на территории биеннале, где он реализует свой проект Restauro, предлагая посетителям попробовать вегетарианскую еду, приготовленную из растений, выращенных без расчистки территорий в дикой природе. «Леса Амазонии обладают самым большим биоразнообразием на планете, а мы заменяем все это соевыми монокультурами и скотоводством», — говорит Баррето.
«Живая неопределенность».
32-я Биеннале в Сан-Паулу
До 11 декабря