18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Продажи современного искусства пошли на спад

По данным Artprice, оборот мирового арт-рынка в этом сегменте снизился. Но это не смертельно

На нынешней неделе, когда в Лондоне открылась одна из крупнейших ярмарок современного искусства Frieze, а аукционные дома Christie’s, Sotheby’s и Phillips проводят крупные торги, компания Artprice опубликовала отчет о состоянии рынка современного искусства.

Отчет основывается на данных аукционных продаж с июля 2015 года по июль 2016 года. За год оборот современного искусства в мире составил $1,5 млрд против $2,1 млрд за аналогичный период годичной давности. Падение более чем очевидное. Впрочем, спешат заметить аналитики Artprice, в долгосрочном периоде (с 2000 года, что не очень-то честно, потому что уж очень давно) тренд тем не менее позитивный и составляет +1,37%.

На протяжении последнего десятилетия заметный пик оборота современного, да и всего прочего, искусства наблюдался в 2008 году, потом вместе с кризисом обозначился резкий спад, причем современное искусство пострадало больше, чем все остальные разделы. Затем постепенно оборот достиг новой высоты — почти $2,5 млрд в 2014 году. И вот теперь опять спад, примерно до уровня 2011 года. До стабильности на таком арт-рынке далеко, хотя специалисты Artprice настаивают на том, что сегодня он обладает гораздо более высокой экономической зрелостью по сравнению с 1990-ми годами, когда влияние любого кризиса на стоимость искусства оказывалось более серьезным и, главное, непредсказуемым.

Справка

Топ-10 произведений современного искусства, проданных с июля 2015 года по июль 2016 года

1. Жан-Мишель Баскиа. «Без названия». 1982. $57,3 млн. Christie’s, Нью-Йорк, май 2016 года

2. Маурицио Каттелан. «Ему». 2001. $17,2 млн. Christie’s, Нью-Йорк, май 2016 года

3. Кристофер Вул. «Без названия». 1990. $17 млн. Christie’s, Нью-Йорк, ноябрь 2015 года

4. Питер Дойг. «Дом архитектора в лощине». 1991. $16,4 млн. Christie’s, Лондон, февраль 2016 года

5. Джефф Кунс. «Один мяч. Бак». 1985. $15,3 млн. Christie’s, Нью-Йорк, май 2016 года

6. Питер Дойг. «Сущность дома». 1993–1994. $14,9 млн. Christie’s, Лондон, октябрь 2015 года

7. Джефф Кунс. «Желтый лебедь-шарик». 2004–2011. $14,7 млн. Christie’s, Нью-Йорк, ноябрь 2015 года

8. Кристофер Вул. «Без названия». 1990. $13,9 млн. Sotheby’s, Нью-Йорк, май 2016 года

9. Кристофер Вул. And If You. 1992. $13,6 млн. Christie’s, Нью-Йорк, май 2016 года

10. Ричард Принс. «Взлетная медсестра» (Runway Nurse). 2005–2006. $10 млн. Christie’s, Нью-Йорк, май 2016 года

Еще…

Среди подмеченных аналитиками тенденций последнего года — вроде бы утихший интерес коллекционеров к абстракционистам молодого поколения (родившимся в середине 1980-х), таким как Оскар Мурильо, Израэль Лунд и Люсьен Смит; пару лет назад рекорды продаж их работ так и сыпались. Заодно снизилась усредненная стоимость произведений, созданных в последние три года, — с $28 тыс. до $20 тыс.

Это о плохом. Но есть и хорошее. Аналитики Artprice считают, что рынок современного искусства быстрее приспосабливается к экономическим, политическим и прочим реалиям. В первом полугодии 2016-го этот сегмент дал более мягкое сокращение (–14%), чем остальной арт-рынок. «После 12 месяцев сокращения рынок современного искусства успешно адаптируется к новым условиям, — говорится в отчете, — аукционные дома быстро ввели „план Б“. Он предполагает отказ от традиционной гонки за новыми рекордами и усиление внимания к более дешевым работам верхней ценовой категории и тем, что относятся к „среднему сегменту рынка“».

Проще говоря, продавцы искусства решили не выставлять на продажу ничего уникального, что могло бы претендовать на многомиллионную, рекордную цену. Потому что, если оно не будет продано, это сразу даст плохую статистику, понизит положение художника в разнообразных базах и вообще создаст неприятный прецедент. К такой стратегии аукционные дома и арт-дилеры уже прибегали в кризис 2008–2009 годов. Например, после аукциона работ Дэмиена Херста, прошедшего под занавес «тучных лет» (осенью 2008 года) и давшего суперцены, произведения британского художника долгое время почти не появлялись ни на торгах, ни у галеристов. Было ясно, что так же блестяще сейчас (а может быть, больше никогда) их не продать, — зачем же портить картину?

В результате в отчетный период только одно произведение современного искусства было продано по цене, превысившей $20 млн, — против пяти в предыдущие 12 месяцев. Работы, к примеру, Джеффа Кунса и Кристофера Вула ушли по цене около $15 млн, притом что рекорды для них составляют $58 млн («Оранжевая собака-шарик», Christie’s, 2013 год) и $30 млн («Без названия» (Riot), Sotheby’s, май 2015 года) соответственно. Суть не в том, что цены на супервещи снизились, а в том, что супервещей сейчас не предлагают.

Впрочем, не без исключений. Так, в мае в Нью-Йорке на аукционе Christie’s за $57,3 млн ушла работа «Без названия» Жан-Мишеля Баскиа, установив для этого художника новый аукционный рекорд. Это огромный (длиной 5 м) холст с изображением некоего автопортретно-дьявольского персонажа, созданный в 1982 году (год знакомства художника с Энди Уорхолом, пик карьеры). Холст приобрел японский миллионер Юсаку Маэдзава. Арт-консультанты тут же объявили этот результат очередным символом выгодных инвестиций в искусство, и действительно — в 2004 году картина стоила всего $4,5 млн, что дает годовую доходность в 24%.

Материалы по теме:
Artprice подвел итоги 2013 года
Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+