18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русские офицеры изобразили военный быт

Выставка произведений живописи и скульптуры, выполненных офицерами царской армии, в Историческом музее

Государственный исторический музей в своих проектах не впервые обращается к истории армии. На этот раз на выставке «К пользе и славе России. Русская армия в произведениях художников и скульпторов — офицеров XIX–XX вв.» воинская служба — это не только тема экспозиции, но и в прямом смысле часть жизни авторов произведений. Выставка объединила работы из собрания коллекционера, заместителя генерального директора ПАО «Северсталь менеджмент» Алексея Егорова, произведения, принадлежащие соорганизатору выставки, коллекционеру и совладельцу аукционного дома «Кабинетъ» Константину Журомскому и экспонаты из фондов музея.

Основная часть произведений относится к XIX веку — эпохе, когда армия в России обретает особый статус, а из офицерской среды выходят прославившие отечественную культуру художники, поэты и композиторы. Более 100 экспонатов выставки показывают армейские будни и боевые подвиги с точки зрения их непосредственных участников. Среди наиболее значимых работ — тонкая жанровая акварель полковника лейб-гвардии Егерского полка Наркиза Бунина «Утро кавалеристов» (1892) и акварель подпоручика Полидора Бабаева «Подвиг гренадера лейб-гвардии Финляндского полка Леонтия Коренного в битве под Лейпцигом в 1813 году» (1846).

Исключительно интересна и с художественной, и с исторической точки зрения коллекция эскизов подносных полковых подарков, выполненных полковником лейб-гвардии Драгунского полка, академиком Императорской академии художеств, скульптором Николаем Либерихом. В офицерской среде в особо памятных случаях было принято дарить произведения из серебра и бронзы, выполненные на заказ в единственном экземпляре, и Либерих стал основателем жанра такого подносного полкового подарка.

Акварель, требующая быстрой и точной руки, судя по всему, была одной из любимых художественных техник в офицерской среде, подтверждением чему служат уверенно выполненный портрет «Обер-офицер Собственного Его Императорского Величества конвоя. Эпизод из Калишских маневров» (1837) работы генерал-майора свиты его императорского величества Льва Киля, находившийся в коллекции германского императора Вильгельма I, и коллекция акварелей кисти флигель-адъютанта Николая II, генерал-лейтенанта Павла Шипова.

Среди скульптур, которых немало на выставке, привлекают внимание бронзовые миниатюры работы штабс-капитана лейб-гвардии Павловского полка Александра Редькина (правнука Петра Клодта) «Пикинер Гренадерского полка в битве при Бершгене в 1799 году» и «Рядовой лейб-гвардии Павловского полка на посту» (бронза, 1900-е).

В числе предметов из фондов Исторического музея — посмертная маска Николая I и полная коллекция литейных форм для медальонов в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года, выполненных лейтенантом флота, вице-президентом Императорской академии художеств Федором Толстым. Из этого же собрания — встречающая посетителей выставки модель памятника Петру I для Петрозаводска (1873) работы корнета лейб-гвардии Уланского полка, академика Императорской академии художеств Ивана Шредера и ранее не выставлявшиеся бюсты Александра II и Александра III, созданные генерал-майором Карлом Кохом, начальником императорской стражи.

Уходя с выставки, не забудьте проверить, на месте ли изумительно тонко выполненная спичка, которую прикрывает ладонями от ветра бронзовый «Казак на коне, закуривающий трубку» (1880–1890-е), выполненный скульптором, подполковником 3-го драгунского Елисаветградского полка Петром Самоновым.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+