18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эзотерические трансформеры Элия Белютина

Выставка Студия «Новая реальность». 1958–1991, организованная Московским музеем современного искусства и Фондом русского абстрактного искусства, преследует цель разобраться в феномене деятельности студии Элия Белютина (1925–2012) — человека нестандартного мышления, не столько преподавателя, сколько сталкера по лабиринтам теории и истории искусства, стремившегося психологическим воздействием помочь своим подопечным раскрыться в творчестве. Белютин был не единственным гуру в «другом искусстве». Но в отличие от остальных, он имел официальный статус — преподаватель на курсах повышения квалификации промграфиков. Несколько раз студийная компания человек в 200 выезжала теплоходами по Волге на пленэры. Позднее, после хрущевского погрома «абстракцистов» в Манеже в 1962-м, собирались на даче Белютина в Абрамцеве. Над «теорией всеобщей контактности», которую наставник все время сочинял, да так и не свел воедино, сейчас гадают и физики, и эзотерики. Известно, что это была система кодов, неких зашифрованных эмоциональных переживаний. Практическое ее применение напоминало коан — абсурдную задачу, принятую в дзен-буддизме (в 1960-е им как раз начали у нас увлекаться), решение которой высвобождало сознание. Вместо дзенских хлопков одной ладонью Белютин предлагал, например, рисовать левой рукой, не глядя на бумагу, или писать черное и его оттенки одной красной краской. Видимо, Элий Михайлович что-то слышал про восточные духовные практики, может быть, что-то знал о современном западном искусстве, например о группе COBRA (работы студийцев похожи на ее опусы рубежа 1940–1950-х). Из «касты избранных», как себя называли ученики Белютина, на выставке будут работы Люциана Грибкова, Вячеслава Зубарева, Веры Преображенской, Тамары Тер-Гевондян. В заметках последней есть ода, посвященная студийцем Леонидом Рабичевым своему наставнику: «Мечтатель или гений злой, / Мужчина с длинными ногами. / Откуда взял ты метод свой?/ И как возвысился над нами?» Об этом хотелось бы узнать на выставке.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+